Scroll Top

+7 (8112) 75-25-10

artmus@bk.ru

Главная Новости Методические рекомендации для преподавателей колледжа

Методические рекомендации для преподавателей колледжа

Проблемы дистанционного обучения и их возможные решения.

В последнее время дистанционное обучение приобретает всё большую популярность, однако в сложившейся ситуации оно стало единственной возможной формой обучения. Творческие образовательные организации в силу своей специфики испытывают большие трудности с адаптацией к новой форме обучения. Проанализировав первый этап дистанционного обучения, я отметила ряд сложностей и предлагаю возможные способы их преодоления. Источниками для формирования рекомендаций послужили:

  1. Анализ заданий преподавателей
  2. Постоянное общение со студентами посредством электронных ресурсов
  3. Собственный педагогический опыт
  4. Интернет источники и вебинары по дистанционному образованию в условиях ЧС
Проблема Возможное решение
Чрезмерная краткость, лаконичность заданий,  использование общих фраз при формулировке заданий -Вкладывать в папку наработанные методические материалы: лекции, презентации, схемы, аналоги, учебники в электронном формате и т.д.

-предлагать изложение учебного материала в сжатом обобщенном виде с указанием основных понятий и терминов,

-прилагать образцы выполнения заданий, пояснения, требования к содержанию и план ответов, вспомогательные вопросы,  закрепляющие изучение учебного материала

-Создавать наглядные объяснительно-иллюстративные пособия в виде схем, таблиц, графиков, презентаций, позволяющих классифицировать учебный материал и систематизировать знания с наибольшей интенсивностью

-Указывать критерии оценивания для студентов

-Указывать корректные ссылки на источник учебной информации, тщательно выверять проверочные, тестовые задания, поясняющие примеры

У большинства преподавателей отсутствуют методические материалы к изучаемым темам Продуктивно использовать рабочее время для создания методических материалов, критериев оценки, контрольно-оценочных средств и обязательно вкладывать их в свои папки.
В сложившейся ситуации у студентов возникла проблема самоорганизации. Распределять задания по датам, соотнеся их с расписанием групповых и  индивидуальных занятий
Огромная нагрузка на преподавателей-предметников, ведущих несколько дисциплин на нескольких курсах Установить студентам чёткие сроки сдачи отчётности.

Продумывать виды отчетности для студентов, избавляющих от избыточного потока информации.

Создать для себя отчётную документацию по специальностям/ специализациям с фамилиями студентов, по мере поступления заданий делать контрольные отметки о выполнении. Такой подход избавляет от проблем при необходимости сдать ведомости с текущими оценками кураторам и заведующим отделениями.

Сложность в оформлении отчетной документации Вести домашний журнал (в электронном или рукописном виде), систематически вносить темы занятий, даты проведения занятий согласно расписанию, оценки обучающихся

Таким образом, задания преподавателей должны включать в себя следующие составляющие:

  1. Методические материалы (лекции, презентации, ссылки на видео, аналоги, учебники в электронном формате с обязательным указанием страниц для изучения и т. д.)
  2. Собственно задания.
  3. Сроки выполнения.
  4. Критерии оценки.

Остальные условия оформления связаны с конкретной спецификой каждой специальности, дисциплины, модуля, формой подачи учебного материала (теоретическая или практическая) и преобладающей формой обучения (групповая или индивидуальная).

Особенности организации занятий по исполнительским дисциплинам

Для преподавателей исполнительских дисциплин можно предложить следующие рекомендации:

  1. Соблюдать расписание индивидуальных и групповых занятий.
  2. Использовать для связи со студентами все возможные виды аудио и видео-связи –Skype, WhatsApp, Instagram,Telegram, Viber и др.
  3. Кратко сформулировать основные требования к выполнению заданий к каждому занятию, чтобы студенты знали основную установку на самообучение и были готовы к тому, что качество выполнения заданий будет оцениваться.
  4. Рекомендовать учащимся отчитываться о выполненной работе с помощью любых доступных средств коммуникации (проверку выполненного задания можно осуществлять в результате прослушивания исполняемых произведений в формате аудио/видео записи либо посредством коммуникационных технологий в режиме online) в соответствии с расписанием индивидуальных занятий.
  5. Предложить студентам, не имеющим возможности заниматься на музыкальном инструменте, или отчитываться о выполнении задания посредством аудио, видеозаписи, посредством коммуникационных технологий в режиме online, провести аналитическую работу, проанализировать осваиваемые музыкальные произведения по следующим параметрам: жанр, стиль, форма произведения, структура музыкальной ткани, фактура, гармонический и динамический план, метроритм, аппликатура, штрихи, технические сложности и способы их преодоления, фразировка, фактура, работа над средствами музыкальной выразительности, характер, образный строй и художественный замысел произведения. Такой подход позволяет проследить межпредметные связи музыкального цикла.
  6. Всем студентам, а особенно тем, кому ограничен доступ к музыкальному инструменту, можно предложить ознакомление с обучающей литературой, включая чтение книг, учебных пособий, мультимедиа-информации, а также прослушивание записей выдающихся педагогов и мастеров исполнительского искусства, мастер-классов, лекций по истории исполнительского искусства.

Контроль выполнения домашних заданий

С этим этапом дистанционного обучения связаны сложности как групповой (и теоретической, и практической), так и индивидуальной работы.

Теоретические дисциплины. Особая сложность состоит в оценке качества выполненной работы. Имея на руках все материалы, студенты должны бы  безошибочно выполнять задания. Однако в реальности это совсем не так. Анализ выполненных работ говорит о том, что далеко не все студенты работают с проверенными источниками и умеют ими пользоваться. Поэтому следует снова подчеркнуть важность наличия в папках преподавателей методических материалов, проверенных ссылок, учебников с конкретным указанием изучаемой темы и номерами страниц.

Многие студенты присылают фотографии выполненных от руки работ. Понимая всю сложность проверки, для тех, кто избрал именно такую форму выполнения заданий, рекомендую её сохранить. Плюсы:

  • студенты продолжают вести конспект;
  • написанный текст откладывается в сознании.

Индивидуальные занятия. При наличии у студента (для обучающихся специализации «Этнохудожественное творчество») доступа к музыкальному инструменту можно осуществлять контроль через аудио и видео записи. При отсутствии музыкального инструмента предлагаем студентам сделать подробный письменный анализ (аннотацию) изучаемой программы.

Учитывая всю сложность ситуации, следует не забывать о режиме труда и отдыха как для студентов, так и для преподавателей. Следует рационально распределять время, проведённое за компьютером и не переутомляться.

В дальнейшем выстроенный новый формат дистанционного обучения позволит наиболее продуктивно вести образовательный процесс с обучающимися, осваивающими образовательную программу по индивидуальному учебному плану.