Scroll Top

+7 (8112) 75-25-10

artmus@bk.ru

Главная Новости «Концерт в Ля мажоре» – музыковед, преподаватель колледжа искусств Лариса Никитина о проекте «Золотой петушок»
kontsert-v-lya-mazhore-muzykoved-prepodavatel-kolledzha-iskusstv-larisa-nikitina-o-proekte-zolotoj-petushok

«Концерт в Ля мажоре» – музыковед, преподаватель колледжа искусств Лариса Никитина о проекте «Золотой петушок»

В музее – усадьбе Н.А. Римского-Корсакова завершился проект студентов колледжа искусств.

18 мая в рамках Всероссийской акции «Ночь в музее» в Вечаше силами преподавателей и студентов музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств был представлен музыкально-театральный проект «Золотой петушок». Премьера проекта состоялась 18 марта во время Всероссийского дня Римского-Корсакова в колледже искусств. С этим проектом в марте и апреле познакомились учащиеся ДМШ № 2 им. Мусоргского, ДШИ  г. Пскова, а также очно-заочной школы для одарённых детей «Камертон».

«Золотой петушок» – последняя опера Римского-Корсакова, пятнадцатая по счёту, была написана в 1908 году на сюжет   последней сказки А. С.  Пушкина. Опера была завершена композитором на Псковской земле  в усадьбе Любенск, находящейся совсем рядом с Вечашей.  Как и сказка Пушкина, опера повествует о вымышленном царе Додоне, не отличавшимся умом, который устал от постоянных набегов соседей и пользуется даром Звездочёта  – волшебным Золотым петушком, способным предупреждать его о набегах врага.

Зрелые сочинения композитора и поэта предъявляют к музыкантам высокие технические требования. Сложный музыкальный язык оперы потребовал от вокалистов долгой подготовительной работы. Тем не менее, исполнители главных ролей – студенты специальности «Хоровое дирижирование», – смогли продемонстрировать не только музыкальность и чистоту вокала, но и актёрские способности. Вениамин Андреев представил самоуверенного и недалёкого царя Дадона; образ угодливой и лицемерной ключницы Амелфы создала Полина Ладик, партию загадочного Звездочёта исполнила Мария Зуева. Яркую фанфарную тему Золотого петушка исполнила Динара Салманова. Особым украшением спектакля стал образ таинственной Шемаханской царицы в виртуозном исполнении лауреата международных конкурсов Киры Борисовны Горшковой. Текст сказки Пушкина, органично вплетённый в музыкальный сценарий, читали студенты Алексей Савченко,  Анастасия Зорина, Дарья Кучеренко, Самуил Мордовцев и Павел Сергиенко, также исполнивший роль Воеводы Полкана. Фортепианное переложение сложнейшей оркестровой партии оперы исполнила Зоя Борисовна Королёва. Звучание фортепиано  дополнили тембры трубы (Камилла Цуман) и кларнета (Пётр Анисимов).

Композитор назвал свою оперу «небылица в лицах», подчёркивая условность происходящего на сцене. Постановщики проекта (Лариса Никитина и Инна Суровицкая) опирались на эстетику «театра представления». Это требовало от каждого участника действия точности и продуманности каждого движения, выверенности жестов, внимательного следования за музыкальными фразами.

Одним из главных участников спектакля стал хор, в котором  в один коллектив объединились академический хор колледжа и ансамбль «Ars longa» студентов специальности «Теория музыки». Хор был полноценным участником действия, живо реагируя на события сказки.  В ходе спектакля хористы превращались то в послушных слуг Додона, то в испуганно пробирающихся в ночной мгле испуганных ратников, то в соблазнительных волшебных дев царства Шемаханской царицы.  В сцене в царстве царицы им пришлось продемонстрировать и хореографические таланты. Постановку восточных танцев осуществила Инна Павловна Суровицкая.

В Вечаше участники проекта смогли погрузиться в мир прекрасной природы, вдохновлявшей композитора. Сотрудниками музея для студентов была организована интереснейшая экскурсия. Всё это вдохновило участников на особую творческую свободу исполнения, которую высоко оценила публика. Атмосферу  поездки дополнило чаепитие в липовой аллее, а также прекрасная весенняя погода, звуки птичьего пения и первые зелёные листочки берёзы, которые у Римского-Корсакова, обладавшего «цветным» слухом, ассоциировались со светлой тональностью «Ля мажор».