В музее – усадьбе Н.А. Римского-Корсакова завершился проект студентов колледжа искусств.
18 мая в рамках Всероссийской акции «Ночь в музее» в Вечаше силами преподавателей и студентов музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств был представлен музыкально-театральный проект «Золотой петушок». Премьера проекта состоялась 18 марта во время Всероссийского дня Римского-Корсакова в колледже искусств. С этим проектом в марте и апреле познакомились учащиеся ДМШ № 2 им. Мусоргского, ДШИ г. Пскова, а также очно-заочной школы для одарённых детей «Камертон».
«Золотой петушок» – последняя опера Римского-Корсакова, пятнадцатая по счёту, была написана в 1908 году на сюжет последней сказки А. С. Пушкина. Опера была завершена композитором на Псковской земле в усадьбе Любенск, находящейся совсем рядом с Вечашей. Как и сказка Пушкина, опера повествует о вымышленном царе Додоне, не отличавшимся умом, который устал от постоянных набегов соседей и пользуется даром Звездочёта – волшебным Золотым петушком, способным предупреждать его о набегах врага.
Зрелые сочинения композитора и поэта предъявляют к музыкантам высокие технические требования. Сложный музыкальный язык оперы потребовал от вокалистов долгой подготовительной работы. Тем не менее, исполнители главных ролей – студенты специальности «Хоровое дирижирование», – смогли продемонстрировать не только музыкальность и чистоту вокала, но и актёрские способности. Вениамин Андреев представил самоуверенного и недалёкого царя Дадона; образ угодливой и лицемерной ключницы Амелфы создала Полина Ладик, партию загадочного Звездочёта исполнила Мария Зуева. Яркую фанфарную тему Золотого петушка исполнила Динара Салманова. Особым украшением спектакля стал образ таинственной Шемаханской царицы в виртуозном исполнении лауреата международных конкурсов Киры Борисовны Горшковой. Текст сказки Пушкина, органично вплетённый в музыкальный сценарий, читали студенты Алексей Савченко, Анастасия Зорина, Дарья Кучеренко, Самуил Мордовцев и Павел Сергиенко, также исполнивший роль Воеводы Полкана. Фортепианное переложение сложнейшей оркестровой партии оперы исполнила Зоя Борисовна Королёва. Звучание фортепиано дополнили тембры трубы (Камилла Цуман) и кларнета (Пётр Анисимов).
Композитор назвал свою оперу «небылица в лицах», подчёркивая условность происходящего на сцене. Постановщики проекта (Лариса Никитина и Инна Суровицкая) опирались на эстетику «театра представления». Это требовало от каждого участника действия точности и продуманности каждого движения, выверенности жестов, внимательного следования за музыкальными фразами.
Одним из главных участников спектакля стал хор, в котором в один коллектив объединились академический хор колледжа и ансамбль «Ars longa» студентов специальности «Теория музыки». Хор был полноценным участником действия, живо реагируя на события сказки. В ходе спектакля хористы превращались то в послушных слуг Додона, то в испуганно пробирающихся в ночной мгле испуганных ратников, то в соблазнительных волшебных дев царства Шемаханской царицы. В сцене в царстве царицы им пришлось продемонстрировать и хореографические таланты. Постановку восточных танцев осуществила Инна Павловна Суровицкая.
В Вечаше участники проекта смогли погрузиться в мир прекрасной природы, вдохновлявшей композитора. Сотрудниками музея для студентов была организована интереснейшая экскурсия. Всё это вдохновило участников на особую творческую свободу исполнения, которую высоко оценила публика. Атмосферу поездки дополнило чаепитие в липовой аллее, а также прекрасная весенняя погода, звуки птичьего пения и первые зелёные листочки берёзы, которые у Римского-Корсакова, обладавшего «цветным» слухом, ассоциировались со светлой тональностью «Ля мажор».