Приемные требования 2020

Приемные требования

по дополнительным творческим испытаниям на 2020 год

 

Специальность 8.51.02.01 НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
По виду «Хореографическое творчество»
К вступительному испытанию допускаются абитуриенты с хореографической
подготовкой (выпускники ДШИ, участники хореографических коллективов различных жанров),
а также не имеющие хореографической подготовки, но обладающие хорошими физическими
данными и способностями, необходимыми для подготовки специалиста-хореографа,
допущенные к занятиям хореографией врачами-специалистами (невропатолог, ортопед,
терапевт, кардиолог).
На вступительном испытании абитуриент должен продемонстрировать природные
физические данные:
• Правильные пропорции тела;
• Подвижность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов;
• Гибкость позвоночника;
• Растяжка;
• Высота и лёгкость прыжка.
Помимо этого абитуриент должен показать хореографические навыки и умения в
исполнении движений на середине зала, музыкальность и чувство ритма, координацию
движений, танцевальность, выразительность, манеру и характер исполнения в движениях на
середине зала, исполнить танцевальную композицию на свой выбор.
Для оценки художественных способностей — творческого воображения, фантазии,
пространственного мышления, актёрского мастерства, а также организаторских способностей,
коммуникабельности, — абитуриент демонстрирует самостоятельно подготовленную
композицию в любом жанре хореографии.
Вступительные испытания принимают и оценивают ведущие педагоги-хореографы.
Результат вносится в экзаменационный лист абитуриента.

Постановка танца и собеседование
Вступительный экзамен проходит в форме просмотра и включает в себя:
1. Исполнение заранее подготовленного танцевального номера (сольного или дуэтного)
поставленного в любом жанре хореографического искусства (проверка творческих и
исполнительских возможностей поступающего).
2. Исполнение абитуриентом пластического этюда на актерское мастерство, в процессе
которого оценивается музыкальность, способность поступающего к творческой импровизации,
умение мыслить и создавать образ с помощью танцевальных движений (образ животного,
характерный образ, предлагаемые обстоятельства и др).
3. Проверку музыкального слуха, чувства ритма, гибкости, танцевального шага,
выворотности путем исполнения предложенных комбинаций.
4. Собеседование по вопросам культуры, искусства и выбранной специальности.

Примерные вопросы для проведения собеседования
Чем знаменита Псковщина?
Чье имя носит наш колледж искусств, чем знаменит этот человек?
Назовите композиторов, написавших музыку к балетам.
Какие балеты вы смотрели?
Названия каких балетов вы знаете?
Какие танцевальные жанры, направления вы знаете?
Выступления каких профессиональных хореографических коллективов вы смотрели в
концертных залах или по телевидению?
Назовите имена наиболее известных балерин и танцовщиков балета.
Какое танцевальное направление вам ближе?
Почему вы выбрали профессию хореографа?
Критерии оценки:
Зачтено (рекомендован к зачислению):демонстрирование яркого индивидуального
творческого дарования, развернутый композиционный рисунок, раскрытие сюжета постановки,
использование образного лексического материала в полном объеме, соответствие музыкального
материала выбранной теме. Абитуриент обладает хорошими природными физическими
данными: удлиненные конечности, ровная спина с расправленными ключицами, длинная шея,
хорошая подвижность суставов ног и рук, хорошая гибкость позвоночника, большой
танцевальный шаг, высокий лёгкий прыжок, хорошие хореографические навыки и умения,
хорошее чувство ритма, музыкальное и выразительное исполнение движений, танцевальность,
развита координация движений и хореографическая память; допустимы средние природные
физические данные: пропорциональное тело, средняя подвижность суставов рук и ног,
«мягкие» мышцы и связки, способные к лёгкому растяжению, средняя высота прыжка;
абитуриент имеет мотивационный настрой к получению данной квалификации.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению): неубедительное использование
практического и теоретического материала в создании хореографического, произведения,
композиционный рисунок не развит, не выразительный подбор лексики, музыкальный материал
не соответствует выбранной теме. Отсутствие природных физических данных: видимая явная
непропорциональность тела, отсутствие подвижности суставов рук и ног, плохая гибкость
позвоночника, незначительная растяжка, мышцы и связки жёсткие, неспособные к растяжению;
отсутствует лёгкость и высота прыжка; отсутствуют хореографические навыки и умения;
музыкальность выражена слабо, чувство ритма отсутствует, координация движений не развита;
не имеет мотивационного настроя к получению данной квалификации.
По виду «Этнохудожественное творчество»
Вступительные экзамены:
• Исполнительские способности
• Собеседование и режиссерские способности
Вступительные экзамены проходят в форме прослушивания.
Исполнительские способности: чтение басни, стихотворения, отрывка из прозы или
русской народной сказки; исполнение вокального произведения; исполнение танца или
пластической композиции. Повторение за экзаменатором примеров ритмических рисунков и
интонационных упражнений различного уровня сложности.
Критерии оценки:
Зачтено (рекомендован к зачислению):
• исполнение двух разнохарактерных песен с устойчивым интонированием,
• умение объяснить образно-смысловое содержание песен, раскрыв тему, идею и
жанровые особенности песни;
• выразительное, уверенное, артистичное чтение басни или стихотворения
• умение повторить малообъемные варианты попевок, мелодических оборотов,
гаммообразных движений (допускается неточность исполнения некоторых элементов).
• умение простучать, предложенный экзаменатором, небольшой ритмический рисуноь
(допускается некоторое отклонение от данного образца).
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
• отсутствие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства метроритма
музыкальной памяти);
• неспособность удержать в памяти и воспроизвести музыкальные попевки, ритмические
упражнения;
Собеседование и режиссерские способности — включает в себя проверку творческих t
организаторских способностей поступающего, способностей к образному мышлению, к анализу
и логическому мышлению, выявление уровня интеллектуального и общекультурного развития
Примерные вопросы:
Каких исполнителей народной песни Вы знаете?
Какие традиции народного пения существуют в Вашем районе, городе?
Что такое фольклор?
Проверка режиссерских способностей поступающего: подготовка и показ режиссерского
этюда на заданную тему (в качестве исполнителей привлекаются другие поступающие).
Зачтено (рекомендован к зачислению):
• Абитуриент проявляет интерес к различным видам искусства;
• Умеет установить необходимые эмоциональные взаимоотношения;
• Умеет апробировать себя в любой роли, игровых и обрядовых ситуаций;
• Владеет первоначальными навыками актерского мастерства;
• Умеет вводить импровизационные элементы в создании образа (животных, птиц,
явлений природы).
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
• Отсутствуют навыки образного мышления;
• Отсутствуют творческие способности;
• Не умеет спланировать действия и поведение персонажей.
По виду «Фото- и видео творчество»
Вступительные испытания:
• Просмотр и обсуждение работ
• Собеседование
Просмотр работ
Абитуриент должен предоставить комплект фоторабот следующих жанров: пейзаж,
портрет, натюрморт, фоторепортаж на свободную тему (5-10 по каждому из жанров).
При наличии опыта работы над видеофильмом — абитуриент может предоставить свои
видеоработы на цифровом носителе с описанием технических и выразительных средств
выполнения, сценария.
Абитуриент должен убедительно и мотивировано доказать художественную ценность
своих работ.
Фотоработы должны быть продуманы по композиции, с использованием основных
выразительных средств фотографии. Снимки должны отражать уровень мастерства
абитуриента как в творческом, так и в техническом плане.
Критерии оценки:
Зачтено:
Представленные фотографии демонстрируют работы абитуриента во всех
рекомендованных жанрах и имеют художественную ценность, автор убедительно обосновывает
выбор средств для выполнения фоторабот, видеофильма, подробно указывает условия фото и
видеосъемки. Представленный сценарий фильма отличается оригинальностью и логичностью.
Не зачтено:
Представленные фотоработы не имеют художественной ценности, не отражают
художественное видение автора, являются плагиатом. Абитуриент не владеет информацией о
фото и видеотехнике, не может убедительно доказать их художественную ценность, пояснить
технические условия проведения съемки.
Собеседование
Второй этап экзамена по специальности представляет собой собеседование (коллоквиум)
по целому ряду вопросов фотографии, кино и телевидения, культуре и искусству. Основное
внимание на устном экзамене будет уделяться выявлению способностей абитуриента к будущей
профессии.
На собеседование абитуриент должен предоставить развёрнутый эпизод или сценарий
собственного короткометражного фильма, показать его в виде серии последовательных кадров.
Защитить замысел будущего фильма, изложить его в виде рисунков или схем.
Абитуриент должен рассказать о своём любимом режиссёре, фотографе, художнике,
писателе, актёре, о наиболее запомнившемся литературном произведении, фильме, спектакле;
показать знания основ фото и видеотехники.
Примерные вопросы к собеседованию
— Роль кино в современном мире.
— Роль фотографии в жизни человека, культуре.
— Отличие искусства кино от искусства фотографии.
— Что такое фотография?
— Какие существуют жанры фотографии?
— Какие бывают виды кино, жанры кино?
— Мастер немого кино Ч. Чаплин.
— С. Эйзенштейн, его роль в кинематографе.
— Творчество В.Шукшина.
— Какова специфика творчества и производственная деятельность оператора?
— Что такое композиция, каковы основные элементы композиции?
— Что общего и в чём разница между кинотехнологией и видеотехнологией?
— В чем заключается принципиальная схема устройства фотоаппарата?
— Значение телевидения в современном мире, является ли телевидение искусством?
— Роль видео в формировании личности человека?
— Каково вспомогательное оборудование, применяемое при фотосъёмке?
— В чем заключаются особенности работы кинодраматурга?
— Творчество какого кинодраматурга вам нравится и почему?
Критерии оценки
Зачтено:
полный развёрнутый ответ на вопросы по истории кино и телевидения, по фотографии,
владение терминами. Грамотно написанный эпизодили сценарий собственного
короткометражного фильма, интересный, оригинальный сюжет, грамотная драматургическая
коллизия.
Не зачтено:
слабый ответ на вопросы по истории кино и телевидения, по фотографии. Неумение
разрабатывать сценарный этюд, отсутствие сценарных материалов.
Неумение грамотно выразить свои мысли, не знание основ культурного отечественного
наследия, неспособность к анализу и образному мышлению.
Специальность 8.51.02.02 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ВИДАМ)
Собеседование
Абитуриенты, поступающие на специальность «Социально-культурная
деятельность» проходят собеседование на выявление индивидуальных сценических
способностей и общего культурного уровня.
Собеседование проводится по примерным вопросам, представленным ниже. Оно призвано
выявить уровень развития личности абитуриента, глубину знаний, кругозор. В ходе
собеседования абитуриенту будет предложено проанализировать одно из досуговых
мероприятий, в котором тот принял участие.
Примерные вопросы для собеседования
• Назовите известных Вам мастеров разговорного жанра на российской эстраде.
• Имена каких режиссеров театра и кино Вам известны?
• Назовите известные театры в России.
• Пьесы каких авторов Вам знакомы?
• Каковы Ваши читательские интересы?
• Какие спектакли Вы видели?
• Ваш любимый фильм?
• Творчество какого актера или актрисы (в том числе и на эстраде) Вас восхищает?
• Ваша любимая передача.
• Ваши музыкальные пристрастия.
• Какие книги об искусстве Вы прочитали?
• В каких социокультурных проектах Вы принимали участие?
• Назовите общественные некоммерческие организации в области культуры и
искусства
• Какие Музеи Вам известны?
Просмотр и прослушивание практических работ (наличие портфолио):
• Чтение наизусть басни, стихотворения, прозы (или эстрадного монолога);
• Выполнение этюдов на заданную тему;
• Исполнение песни в любом стиле и жанре;
• Исполнение танца (народного, бального, эстрадного) или отдельных
танцевальных движений и элементов;
• Исполнение на музыкальном инструменте небольшого произведения (при
владении музыкальным инструментом);
• Показ своих рисунков, фотографий, поделок (по желанию)
• Приветствуется наличие «Портфолио индивидуальных достижений» (дипломы,
грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства и др.)
Не рекомендуются к зачислению абитуриенты, не ответившие на вопросы
собеседования; с отсутствием необходимых сценических данных и способностей; нарушением
норм литературного произношения; с дикционной невнятностью, тусклым или резким голосом.
Специальность 8.53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(по видам инструментов)
По виду «Фортепиано»
Специальный инструмент
Исполнение наизусть сольной программы:
1. Крупная форма (сонатное аллегро классической сонаты или вариации).
2. Полифония (желательно И.С. Бах — трехголосные инвенции, прелюдии и фуги из
Хорошо темперированного клавира)
3. Пьеса
4. Инструктивный этюд
Оценивается: грамотное прочтение нотного текста музыкального произведения,
свободное преодоление технических трудностей, понимание стиля, формы и характера
исполняемых произведений, убедительное воплощение исполнительского замысла, единство
музыкально-художественного содержания произведения и художественно оправданных
технических приемов.
Критерии оценки:
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Сольная программа должна соответствовать требованиям по вступительным экзаменам
по специальности «Фортепиано». Грамотное прочтение текста (правильная интонация, качество
звука), понимание стилистики исполняемых произведений, достаточно высокий уровень
преодоления технических трудностей. Приветствуется артистичность и убедительность
трактовки исполняемой программы.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Сольная программа не соответствует требованиям по вступительным экзаменам по
специальности «Фортепиано». Посредственное исполнение программы, технически
неуверенное, эмоционально скованное, не обнаруживающее перспектив дальнейшего
профессионального развития.
Сольфеджио письменно и устно
1. Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов,
диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4;
диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, простые виды синкоп, триоли, ноты с
точкой.
2. Спеть гамму: мажорную (натуральную и гармоническую), минорную (натуральную,
гармоническую, мелодическую).
3. Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (диатонические,
характерные, тритоны), аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращение, Д 7 и его
обращения с разрешением, VII 7 уменьшенный и малый вводный с разрешением, II 7).
4. Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п.3.
5. Определить на слух лады (мажор 2-х видов, минор 3-х видов), отдельные
тетрахорды, ступени; интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-5
интервалов, 3-4 аккорда); интервалы и аккорды от звука (в соответствии с интонационными
упражнениями п. 3).
6. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием в тональности до 4-х знаков в
объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности — соответственно диктанту).
7. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности и их
буквенные обозначения, название октав на фортепьянной клавиатуре.
8. Знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в
простых тактах.
9. Сыграть на фортепиано, называя звуки, любую мажорную (2-х видов) и минорную
(3-х видов) гамму. Назвать ключевые знаки любой мажорной и минорной тональности, знаки
альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные
обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить
тонику мажорной или минорной тональности.
10. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонические
тональности.
11. Строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые,
тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие
интервалы в консонирующие.
12. В тональности гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано
увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны и характерные) и разрешить их. По данному
интервалу (тритону или характерному) определять тональности (мажорные и минорные), в
которых он может встретиться.
13. Строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые,
увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и
его обращения, вводные септаккорды. В тональности и от звука уметь разрешить Д 7 с
обращениями и вводные септаккорды.
14. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные
тональности.
Критерии оценки
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
Задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 несущественных ошибок
Устный ответ:
— точное интонирование, соблюдение ритмического рисунка при чтении номера с листа
(допускаются небольшие неточности);
-правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов;
— определение на слух более половины предложенных интервалов, ладов, аккордов.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
Допущено 6 и более ошибок.
Устный ответ.
— интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при чтении с листа;
— полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и
аккордов;
— не определение на слух ни одного интервала.
По виду «Оркестровые струнные инструменты»
Специальный инструмент
Абитуриент должен исполнить:
1. Гамма, арпеджио, двойные ноты;
2. Этюд на любой вид техники;
3. Крупная форма;
4. Пьеса.
Критерии оценки
Зачтено:
Хорошее владение звуком, правильная постановка игрового аппарата, чистота
интонации, исполнение наизусть, грамотное прочтение нотного текста музыкального
произведения, свободное преодоление технических трудностей, понимание стиля, формы и
характера исполняемых произведений, владение необходимыми приемами и штрихами.
Не зачтено
Посредственное исполнение программы, неустойчивая интонация, техническая
некомпетентность, эмоциональная скованность, отсутствие перспектив дальнейшего
профессионального развития.
Сольфеджио и музыкальная грамота
1.Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов,
диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4;
диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.
2.Спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую,
мелодическую) до 2-х знаков в ключе.
3.Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (чистые, большие, малые);
аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
4.Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п.З.
5.Определить на слух:
• лады (мажор, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
• интервалы, аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п.З)
• интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала,
2-3 аккорда)
6.Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональности
до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности — соответственно
диктанту).
7.Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х
знаков в ключе.
8.Строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октав,
ув. 2 и ум. 7 (от заданного звука и в тональности).
9.Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия и их
обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды.
10. Строить в тональностях до 4-х знаков главные трезвучия и их обращения, Д 7 и
его обращения.
Критерии оценки
Зачтено
Письменное задание: диктант.
Задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 несущественных ошибок
Устный ответ:
— точное интонирование, соблюдение ритмического рисунка при чтении номера с листа
(допускаются небольшие неточности);
-правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов;
— определение на слух более половины предложенных интервалов, ладов, аккордов.
Не зачтено
Письменное задание: диктант.
Допущено 6 и более ошибок.
Устный ответ.
— интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при чтении с листа;
— полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и
аккордов;
— не определение на слух ни одного интервала.
По виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Специальный инструмент
Исполнение программы:
— Гамма до двух знаков
Этюд
— Пьеса кантиленного характера.
Возможно исполнение двух разнохарактерных пьес (кантиленой и быстрой, моторной).
Оценивается: грамотное прочтение нотного текста исполняемых музыкальных
произведений, понимание стиля, формы и характера.
Критерии оценки:
Зачтено:
исполнение программы убедительное (в техническом и звуковом плане), с хорошим
исполнительским дыханием, эмоциональностью и пониманием стиля исполняемого
произведения, допускаются незначительные ошибки в тексте, слабое дыхание.
Не зачтено
Посредственное исполнение программы, неустойчивая интонация, техническая
некомпетентность, эмоциональная скованность, отсутствие перспектив дальнейшего
профессионального развития.
Сольфеджио и музыкальная грамота
Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов,
диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4;
диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.
1. Спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую,
мелодическую) до 2-х знаков в ключе.
2. Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (чистые, большие, малые);
аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
3. Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п.З.
4. Определить на слух:
лады (мажор, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
интервалы, аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п.З)
интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 2-
3 аккорда)
5. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в
тональности до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности —
соответственно диктанту).
6. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х
знаков в ключе.
7. Строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октав,
ув. 2 и ум. 7 (от заданного звука и в тональности).
8. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия и их
обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды.
9. Строить в тональностях до 4-х знаков главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его
обращения.
Критерии оценки
Зачтено
Письменное задание: диктант.
Задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 несущественных ошибок
Устный ответ:
— точное интонирование, соблюдение ритмического рисунка при чтении номера с листа
(допускаются небольшие неточности);
-правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов;
— определение на слух более половины предложенных интервалов, ладов, аккордов.
Не зачтено
Письменное задание: диктант.
Допущено 6 и более ошибок.
Устный ответ.
— интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при чтении с листа;
— полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и
аккордов;
— не определение на слух ни одного интервала.
По виду «Инструменты народного оркестра»
Специальный инструмент
Баян, аккордеон Струнные народные инструменты
(домра, балалайка, гусли, гитара)
1. Полифоническое произведение 1 • Крупная форма
2. Произведение крупной формы 2. Этюд или виртуозная пьеса
3. Обработка русской народной песни. 3. Кантиленная пьеса
4. Этюд или пьеса по выбору. 4. Обработка русской народной песни.
При исполнении оценивается: качество звука, грамотное прочтение нотного текста
музыкального произведения, свободное преодоление технических трудностей, понимание
стиля, формы и характера исполняемых произведений, убедительное воплощение
исполнительского замысла, единство музыкально-художественного содержания произведения и
художественно оправданных технических приемов.
Критерии оценки
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Уверенное, инициативное исполнение программы, художественная целостность
исполняемых произведений, убедительная трактовка сочинений. Владение навыками культуры
звукоизвлечения, артикуляционными средствами и технической оснащенностью, ясность и
выразительность фразировки.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Нет уверенности в исполнении нотных текстов, слабые исполнительные навыки и техника
игры на инструменте, некачественный звук.
Сольфеджио и музыкальная грамота
1. Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов,
диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4;
диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.
2. Спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую,
мелодическую) до 2-х знаков в ключе.
3. Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (чистые, большие, малые);
аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
4. Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п.3.
5. Определить на слух:
лады (мажор, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
интервалы, аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п.З)
интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 2-3
аккорда)
6. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в
тональности до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности —
соответственно диктанту).
7. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х
знаков в ключе.
8. Строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октав,
ув. 2 и ум. 7 (от заданного звука и в тональности).
9. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия и их
обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды.
10. Строить в тональностях до 4-х знаков главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его
обращения.
Критерии оценки
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
Задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 несущественных ошибок
Устный ответ:
— точное интонирование, соблюдение ритмического рисунка при чтении номера с листа
(допускаются небольшие неточности);
-правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов;
— определение на слух более половины предложенных интервалов, ладов, аккордов.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
Допущено 6 и более ошибок.
Устный ответ.
— интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при чтении с листа;
— полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и
аккордов;
— не определение на слух ни одного интервала.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 8.53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Дирижирование
1. Исполнить два сольных вокальных произведения (песня, романс: одно без
сопровождения, другое с сопровождением).
2. Прочитать наизусть стихотворение (басню).
3. Под звучание фортепиано продирижировать музыкальным произведением в размерах:
2/4, 3/4, 4/4.
4. Ответить на вопросы: известные дирижеры, классификация голосов, творчество и
биография авторов исполняемых произведений.
Критерии оценки:
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Исполнение вокальных произведений интонационно устойчиво, на опоре, с
динамическими оттенками, эмоционально, с пониманием содержания произведений;
допускаются незначительные интонационные неточности
-стихотворение (басня) исполнены выразительно с пониманием содержания текста, с
хорошей артикуляцией;
определен размер произведения, произведение протактировано с ощущением метра и
ритма, реакцией на смену динамики
хорошее владение информацией по вопросам коллоквиума
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
при исполнении вокальных произведений интонация неверная, отсутствует ощущение
тональности, лада, исполнение динамически однообразно и невыразительно;
— стихотворение прочитано без осмысленности не полностью, вялая артикуляция;
— не определен размер музыкального отрывка, отсутствует чувство ритма;
— при собеседовании абитуриент не проявил знаний, связанных с исполняемой
программой и направлением обучения.
Фортепиано
Исполнить на фортепиано два разнохарактерных музыкальных произведения.
Критерии оценки:
Зачтено (рекомендован к зачислению):
— исполнение программы яркое, уверенное, абитуриент демонстрирует владение
основными приемами игры на инструменте, ясной фразировкой;
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
— программа не соответствует требованиям, исполнение неуверенное, нестабильное,
абитуриент не владеет основными приемами игры на фортепиано.
Сольфеджио и музыкальная грамота
1. Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов,
диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4;
диктуется 10 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.
2. Спеть гамму мажорную (натуральную и гармоническую); минорную (натуральную,
гармоническую, мелодическую) — до 4-х знаков в ключе.
3. Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (диатонические, характерные
— 2 ув., 7 ум., тритоны), аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его
обращения с разрешением).
4. Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п. 3.
5. Определить на слух:
• лады (мажор, минор 3-х видов),
• интервалы и аккорды (в соответствии с интонационными упражнениями п.З).
6. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием в простых размерах в
тональности до 4-х знаков в объёме 8-10 тактов (уровень трудности — сборник «Сольфеджио»
составители Калмыков и Фридкин, 1ч., 3 -5 класс).
7. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав
на фортепьянной клавиатуре.
8. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные и одноимённые тональности,
количество знаков при ключе в тональностях до 7 знаков включительно.
Критерии оценки
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
— задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 ошибок
Устный ответ.
— точное интонировании, соблюдении ритмического рисунка при чтении номера с листа;
— правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов
(допускаются незначительные ошибки);
— уверенное определение на слух ладов, интервалов, аккордов.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Письменное задание: диктант.
— допущено 6 и более ошибок
Устный ответ.
— многочисленные интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при
чтении с листа;
— полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и
аккордов;
— не определено на слух ни одного интервала
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 8.53.02.07 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Сольфеджио и музыкальная грамота
Экзамен проводится в два этапа: письменный и устный.
Письменный включает в себя
• — одноголосный диктант в объёме 8 тактов, который пишется в течение 25-30
минут. Характеристика диктанта: в мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4,
4/4; диктуется 10 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые,
четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоли, простые виды синкоп.
• письменную работу по музыкальной грамоте, включающую построение
различных видов звукорядов, хроматической гаммы, интервалов (больших, малых, чистых,
характерных, тритонов) вверх и вниз в тональности и от звука, аккордов (трезвучия главных
ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с
разрешением) в тональности и от звука; задания на группировку длительностей в простых
тактах. Время выполнения работы -30 минут.
Требования к устному этапу экзамена:
1. Спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую), минорную (натуральную,
гармоническую, мелодическую).
2.Спеть в тональности:
• ступени;
• интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
• аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с
разрешением, вводные септаккорды с разрешением).
3.Спеть от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды.
4.Определить на слух:
• лады (мажор 2-х видов, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
• интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервалов,
3-4 аккорда);
• интервалы и аккорды от звука.
5. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в
тональности. Размер 2/4, 3/4, 4/4. В объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические
трудности — соответственно диктанту).
6.Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав
на фортепьянной клавиатуре.
7.Знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых
тактах.
8.Сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-
х видов) гамму. Назвать ключевые знаки любой мажорной и минорной тональности, знаки
альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные
обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить
тонику мажорной или минорной тональности.
9.Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноимённые и энгармонические
тональности.
10. Строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые,
тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие
интервалы в консонирующие.
11. В тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на
фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны и характерные) и разрешить их.
По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и
минорные), в которых он может встретиться.
12. Строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые,
увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и
его обращения, вводные септаккорды. В тональности и от звука уметь разрешить Д 7 с
обращениями и вводные септаккорды.
13. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные
тональности.
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Музыкальный диктант написан (возможно — не полностью, с ошибками). Письменная
работа написана (может содержать ошибки и недочёты). При устном ответе — интонирование в
целом верное (возможны ошибки и недочёты), слуховой анализ в целом верный (может быть не
точным).
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Музыкальный диктант не написан. Письменная работа написана неграмотно, с большим
количеством грубых ошибок. При устном ответе — интонирование неверное, слуховой анализ — с
грубыми ошибками.
Музыкальная литература
Экзамен включает в себя: ответ по билету, музыкальную викторину.
Билет содержит 3 вопроса:
1. Персоналия (см. список).
2. Характеристика музыкального произведения (см. ниже)
3. Теоретический материал (в предложенном объёме).
Теоретический материал:
1. Музыкальные жанры: сюита, соната, симфония, опера.
2. Симфонический оркестр, его состав.
3. Музыкальные направления, течения, школы: венская классическая школа,
музыкальный романтизм, «Могучая кучка».
Персоналии
И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.в Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, М.И. Глинка, М.П.
Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович
(знание дат жизни и смерти, творческого наследия в объёме программ ДМШ, содержания опер).
Музыкальный материал:
1. И. С. Бах. Произведение на выбор.
2. И. Гайдн. Симфония № 103
3. В. А. Моцарт. Симфония № 40.
4. Л. В. Бетховен. Симфония № 5 , Соната № 8.
5. Ф. Шуберт. Песня по выбору.
6. Ф. Шопен. Произведения по выбору.
7. М. И. Глинка. Опера «Жизнь за Царя».
8. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», симфония № 2.
9. М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Борис Годунов».
10. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»
11. П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», Симфония № 1 «Зимние грёзы».
12. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
13. Д. Д. Шостакович. Симфония № 7.
Характеристика музыкального произведения включает историю создания и исполнения,
содержание (сюжет оперы, программа в программной музыке или общая характеристика
образов в симфонии), форму произведения (количество действий в операх, количество частей в
симфонии), тональный план и музыкальную характеристику основных тем (в объёме,
предусмотренном программой ДМШ).
Музыкальная викторина может проводиться в письменной и устной форме.
Музыкальные темы могут демонстрироваться при помощи технических средств, самим
преподавателем в переложении для фортепиано, в виде нотных фрагментов.
В музыкальной викторине используется музыкальный материал, предложенный для
характеристики (см. выше).
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Музыкальная викторина написана (возможно — не полностью, с незначительными
ошибками). Устные ответы на вопросы билета в целом верные (возможно — не полные, с
незначительными ошибками). Речь связная, грамотная (возможны стилистические недочёты).
Абитуриент может спеть или сыграть на фортепиано музыкальные темы по вопросам билетов
(возможно не большое количество тем, незначительные ошибки при воспроизведении музыки)
или описать характер темы, её основные выразительные средства.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Музыкальная викторина написана не верно. Устные ответы на вопросы билета не
верные, с грубыми ошибками. Речь неуверенная, с грубыми лексическими и стилистическими
ошибками. Абитуриент не может ни спеть или сыграть на фортепиано музыкальные темы по
вопросам билетов, ни охарактеризовать темы.
Фортепиано
Исполнение наизусть трех произведений:
1. Полифоническая пьеса
2. Крупная форма.
3. Пьеса
Зачтено (рекомендован к зачислению):
Программа исполнена и соответствует требованиям (возможны стилистические,
технические, текстовые погрешности и ошибки), абитуриент владеет основными приёмами
игры на фортепиано.
Не зачтено (не рекомендован к зачислению):
Программа не соответствует требованиям, исполнение неуверенное, нестабильное,
абитуриент не владеет основными приемами игры на фортепиано.
Специальность
8.54.02.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ
ПРОМЫСЛЫ по виду Художественная роспись ткани
Вступительные испытания:
• Рисунок
• Композиция
К вступительным испытаниям допускаются абитуриенты с художественной подготовкой
(выпускники ДШИ, ДХТТТ), воспитанники студий изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества, а также лица, не имеющие художественной подготовки, но
обладающие хорошими способностями, необходимыми для подготовки специалиста.
На консультации (либо на первом экзамене) абитуриент обязательно предоставляет
творческие самостоятельные работы, выполненные в разное время в разных техниках,
портфолио достижений абитуриента.
На вступительных испытаниях абитуриент должен продемонстрировать способность
видеть пропорциональное соотношение предметов, гармонично размещать (компоновать) их в
заданном формате и уметь передавать их структуру и характерные особенности строения,
использовать графические приемы и способы, отвечающие поставленной задаче.
Рисунок
Продолжительность экзамена — 4 академических часа.
Условия вступительного испытания:
Абитуриент должен выполнить постановку из трех бытовых предметов на фоне
драпировки. Рисунок выполняется с натуры графитным карандашом на белом листе бумаги
(формат А-3, 420×297).
Требования к работе:
• определение пропорций и характера предметов и их взаимного расположения (от
общего к частному);
• построение предметов по законам перспективы;
• пространственные объемы должны быть решены линейно-конструктивным
методом с передачей объемных форм основными свето-теневыми отношениями по законам
воздушной перспективы;
• передача пространства.
Абитуриент должен принести на экзамен:
• Бумагу (1/4 ватманского листа);
• Набор простых карандашей (разной мягкости);
• Кнопки;
• Ластик
Композиция
Продолжительность экзамена — 4 академических часа.
Условия вступительного испытания:
Абитуриент должен выполнить зарисовки растений графитным карандашом на белой
бумаге размером 18×18 см и 15×20 см.
Требования к работе:
• Грамотная компоновка растения на листе
• Передача пропорций, характер и взаимное расположение.
Абитуриент должен принести на экзамен:
• Графитные карандаши (разной мягкости);
• Ластик
Вступительные испытания принимают и оценивают ведущие педагоги — художники.
Результат вносится в экзаменационный лист абитуриента.
Критерии оценки:
Рисунок
Зачтено:
гармоничное композиционное решение изображения в заданном формате, верная
передача пропорциональных соотношений предметов в постановке, умелое использование
технических средств рисунка, допустимы незначительные нарушения в композиционном
решении изображения при правильной передаче пропорций или гармоничное композиционное
решение при незначительном нарушении в передаче пропорциональных соотношений
предметов в постановке, умелое использование технических средств рисунка;
Не зачтено:
Негармоничное композиционное решение изображения в заданном формате,
значительные нарушения в передаче пропорциональных соотношений предметов в
постановке, неумелое использование технических средств рисунка
Композиция
Зачтено:
Предмет изображения грамотно закомпонован в заданном формате, гармонично
осуществлён отбор всех элементов, составляющих единое целое, умелое использование
графических средств изображения, допустимы незначительные нарушения пропорций
заданного формата при гармоничном отборе всех элементов, составляющих единое целое
Не зачтено:
Предмет изображения закомпонован со значительными нарушениями пропорций
заданного формата, негармонично осуществлён отбор всех элементов, составляющих единое
целое, неумелое использование графических средств изображения.

Приемные требования [СКАЧАТЬ]