60 лет муз. училищу

История училища в  именах и лицах


Псковское областное музыкальное училище, несмотря на своё преобразование в областной колледж искусств, которое произошло почти 14 лет назад, отмечает 60-летие своего основания. Псков – небольшой город областного значения, в нём действует несколько вузов и средних профессиональных учебных заведений. Роль музыкального училища всегда была уникальна. Это было  единственное профессиональное музыкальное учебное заведение, которое давало возможность юному музыкальному таланту вырасти, развиться, получить  профессию инструментального исполнителя – музыканта, академического или народного, хорового дирижёра, певца, учителя музыки, обрести основу для дальнейшего образования  в консерваториях и других музыкальных вузах - здесь, на псковской земле, область  которой  равна территории Франции. Есть учебные заведения такого профиля в России, насчитывающие более долгую историю своего существования,  например, Вологодское или Самарское, возраст этих учебных заведений или приблизился,  или перевалил за сто лет. В Пскове до Отечественной войны не было подобного музыкального учебного заведения, и в то время, в начале 60-х, когда зародилась и осуществилась идея образования музыкального училища, Псков  ещё залечивал глубочайшие раны, нанесённые  военным лихолетьем. В то время это была поистине светлая идея, и с ней в историю музыкальной культуры Пскова  вошло имя  Анны Ивановны Медведевой, партийного работника, в то время  - возглавлявшей областное управление культуры. Она взялась активно воплощать идею в жизнь, отправилась на выпускные экзамены в Ленинградскую консерваторию и пригласила  на работу во вновь открывающееся училище молодых выпускников. И в Псков приехали и осенью 1960 года стали работать  преподаватели-музыканты, среди них Алиса Михайловна Чиркова, Нинель Петровна Козно,  литератор, выпускница МГУ Галина Александровна Петрова, через  год появилась выпускница Саратовской консерватории  Марина Борисовна Селиверстова, затем,  в 1963 году из Ташкента переехала в Псков Нина Дмитриевна Гуреева. Это было уникальное поколение молодых энтузиастов, влюблённых в музыку, в свою профессию, связавших с Псковом свою дальнейшую судьбу, людей,  верных своему призванию, не изменивших ему никогда. Некоторое время училище не имело своего здания, а начинающие преподаватели испытывали и бытовые неудобства, далеко не сразу получив  квартиры. Но всё искупалось, как они сами вспоминают, огромной жаждой деятельности, желанием заниматься, которым радовали  ученики, съехавшиеся  учиться со всей области. Может быть  именно сейчас, с позиций пережитого,  особенно ясно видно, что училище,  как очаг музыки, не могло не возникнуть на этой земле, с её вековыми культурными и музыкальными традициями. С псковской землёй связаны имена А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.В. Юдиной, В.Трояновского, А. Архангельского. В те времена в псковской глубинке сохранились ещё живые  певческие и гусельные формы народного музицирования.

60-е годы, когда «начиналось» училище,   стали для людей  особенным временем духовного возрождения, светлых надежд. Искусство, литература, классическая музыка играли огромную роль в формировании человеческой личности. Молодые преподаватели и их ученики читали современную литературу, поэзию, увлекались интеллектуальным и авангардным кино, фильмами Тарковского, делали постоянные «вылазки» в Ленинград, в Эрмитаж и Русский музей. Эти традиции продолжились и в начале 70-х, хотя времена неуклонно менялись. По-прежнему устраивались   литературно-поэтические диспуты, музыкально-поэтические вечера, в которых участвовали преподаватели и их ученики. Конечно же, с первых лет деятельности музыкального училища слава его держалась на именах блестящих преподавателей. Ученики Алисы Михайловны Чирковой стали побеждать на зональных и российских конкурсах пианистов. Каждый год в те времена «вспыхивали» имена историков и теоретиков – аспирантов из Ленинградской консерватории .Кнайфель, В. Вульфсон, А.Гусева), которые оттачивали свои идеи и педагогическое мастерство на уроках с псковскими учениками. Эпохой стала деятельность Инны Михайловны Образцовой, музыковеда, учёного, автора ряда исследовательских, научно-популярных работ о русских композиторах. Благодаря её подвижнической деятельности – она  много лет вела музыкальную литературу на  дневном, а затем и многочисленном заочном отделениях, традиции молодого учебного заведения действительно углубились, ведь Инна Михайловна – сестра знаменитого Ю.М.Лотмана, училась в одно время с гениальным  Д.Д. Шостаковичем. При том, что она с энтузиазмом  приобщала на своих лекциях весьма «разношерстных» «очников» и «заочников» из псковской провинции к классической музыкальной культуре, Инна Михайловна заложила во внеурочное время  основы  ученических капустников, слава которых началась вместе с историей училища и продолжалась и в 70-х-80-х, и в 90-х, и по сей день не угасла.  Музыкальные капустники с авторской, а не заимствованной музыкой и сценариями стали гордостью училища. В 90-е годы их «вывозили» в Тверь, в Костомукшу (Карелия), для обмена творческим опытом. Режиссёрами, авторами, композиторами, костюмерами  этих спектаклей в свое время стали Г.А. Петрова, Р. Е. Конторовский, Л.Н. Никитина, И.В. Галковская, Т.А. Лаптева, Е.В.Дмитриева и др.

Высокий уровень профессионализма  в преподавании складывался в училище усилиями всё новых  преподавателей. С  конца  60-х  история училища неразрывно связана с именем Михаила Ионовича Ривкина. Он пришёл и стал работать в училище, будучи крупным дирижёром (знаменитой ленинградской школы И. Мусина), имея большой опыт дирижёрской работы с оркестрами разных городов. И,  конечно же, при нём не мог не появиться студенческий оркестр. Ведь Псков продолжал оставаться небольшим областным центром на северо-западе, и о филармоническом оркестре в Пскове музыканты продолжали лишь мечтать. М.И. Ривкин десятки лет проработав в училище, воспитал вместе с коллегами десятки и сотни оркестровых музыкантов и дирижёров. За много лет симфонический оркестр и преподаватели-солисты  училища (А.М. Чиркова и др.) объездили все «города и веси» Псковской области с концертами классической музыки. Всю  подвижническую жизнь и деятельность Михаила Ионовича  в училище его сопровождала горячая  любовь учеников. Класс, в котором он много лет проработал, стал первым музеем в здании училища, появилась первая именная табличка. В середине 90-х осуществилась, словно по завету Михаила Ионовича, мечта музыкантов Пскова, был создан областной симфонический оркестр, который через некоторое время стал филармоническим. Его основу составили выпускники музыкального училища, получившие высшее образование в музыкальных ВУЗах России, директором оркестра много лет был Александр Роор,  дирижёром и музыкальным руководителем оркестра  стал Аркадий Галковский. Многие помнят, какими овациями встречали  псковичи  первые выступления  «своего» оркестра!

Настоящим «брендом», как теперь говорят, стало образование в училище в 70-е годы класса гуслей, его возглавил Вениамин Владимирович Кричевский, выходец с волжских берегов (учился в Самаре), он органично воспринял дух древней псковской земли. Идею исполнительства на гуслях он реализовал масштабно: кроме преподавания в училище игры на гуслях, - стало традицией участие в многочисленных конкурсах, где его ученицы становились лауреатами, организация при филармонии ансамбля гусляров. В Пскове есть современные мастерские по изготовлению концертных гуслей, игрой на гуслях занимаются ученики музыкальных школ. Возрождение гуслей в Пскове стало явлением времени и связано это с историей музыкального училища. Исполнительство на гуслях в Пскове В.В. Кричевский вывел на международный уровень, воплотив в жизнь ещё одну идею: в течение ряда лет в декабре, каждые два года, в Пскове устраивались Международные фестивали исполнителей на многострунных народных инструментах. Это были настоящие праздники, объединявшие на сцене  в созвездия  талантов артистов из России, Карелии, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Японии, звучало много современной музыки для народных инструментов.

В 90-е годы по инициативе преподавателей училища  при поддержке Комитета по культуре возникли на псковской земле новые фестивали: имени знаменитого балалаечника В.Трояновского и  Фестиваль русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н.А.Римского-Корсакова. Тогда эти музыкальные праздники оживили культурную жизнь Пскова и области и стали её неотъемлемой частью. Одним из инициаторов фестиваля  Трояновского был Василий Иванович Андреев. Его судьба  неразрывно и органично связана и с Псковом, и с музыкальным училищем. В 60-е годы он был блестящим учеником училища, затем, получив высшее музыкальное образование,  вернулся  в Псков, став преподавателем по классу баяна,  многие годы проработал завучем, директором  училища. Для учеников и коллег он всегда был образцом организованности, тактичности, высокой культуры. Сейчас, когда в преобразованном в колледж училище он возглавил вновь образованный оркестр народных инструментов, он в очередной раз  продемонстрировал свои достоинства  музыканта и организатора. Студенты его оркестра каждый раз радуют слушателей и слаженной, темпераментной игрой,  и тонкой интерпретацией произведений.

Одним из старейших преподавателей училища, настоящей «берегиней» духового отделения стала Нина Дмитриевна Гуреева. На протяжении многих и многих  лет она его возглавляла. Её многогранная  деятельность   в училище по-настоящему стала её судьбой. Нина  Дмитриевна  бессменно вела класс гобоя. Она воспитала много учеников – оркестрантов, начиная с исполнительских «азов», будучи неизменно очень требовательной, строго организуя весь учебный процесс, при этом проживая сама подчас очень нелёгкие личные обстоятельства  жизни своих учеников. Воспитание было полномасштабным, чего только стоили многочисленные и многолетние рейды духового оркестра, возглавляемого преподавателем В.С. Шевельковым    по воспитательным учреждениям области. Нина Дмитриевна так же заинтересованно и ответственно относилась к  внутренним делам  коллектива. Она – подлинный хранитель традиций не только оркестрового отделения, но и всего училища.

Удивительная судьба ещё одного из старейших преподавателей дирижёрско-хорового отделения – Людмилы Васильевны Кудрявцевой связана с историей Псковского музыкального училища. Она ярко демонстрирует то, как с годами неуклонно возрастала  роль нашего, так называемого, среднего учебного заведения в культурной жизни нашего края. Учебная жизнь дирижёрско-хорового  отделения  должна быть органично связана с традициями хорового пения  в нашей стране и на псковской земле. Не все  эти богатейшие традиции находили продолжение в системе хорового воспитания в советское время, в 60-80-е годы. Существовал, в частности, «искусственный» отрыв от духовной музыки, составляющей огромный пласт в русской музыкальной культуре. Чем же восполнялся этот «дефицит»? В «случае» с такими музыкантами, как Л.В. Кудрявцева и Ю.Л. Меркулов, - в высоком исполнительском мастерстве и музыкальной образованности. «За плечами» у них была первоклассная исполнительская хоровая и дирижёрская  ленинградская «школа», сохраняющая традиции, идущие ещё от придворной певческой капеллы. К тому же, Людмиле Васильевне посчастливилось, пусть и недолго, учиться у Александра Юрлова, который одним из первых стал возрождать подлинные традиции хорового русского пения в 60-е годы. Людмила Васильевна - многогранный музыкант,  в свой профессиональный опыт она вобрала и приёмы оркестрового дирижирования, по её словам, на уроках в консерватории она очень любила музицировать за роялем и органом. В многочисленных выступлениях хора училища коллеги и публика всегда обращали внимание на красивый, отточенный жест дирижёра, Л.В. Кудрявцевой, превращающий поющий коллектив в отлично «отлаженный» инструмент. Неудивительно и закономерно, что хор училища оказался готовым к интереснейшим совместным  с  областной филармонии проектам (возглавляемым главным дирижёром филармонии  Геннадием Черновым), - концертным постановкам опер, которые осуществляются  в Пскове уже несколько лет («Травиата» Верди, «Князь Игорь» Бородина, «Кай и Герда» Баневича, «Псковитянка» Римского-Корсакова). Юрий Леонидович Меркулов, получивший образование в Ленинградской консерватории, начал свою деятельность в Пскове с создания  капеллы мальчиков и хора автомобилистов,  которыми  руководил до последних дней  своей жизни. Многие воспитанники капеллы и участники хора реализовали себя  как музыканты, либо, раскрыв в себе музыкальные таланты и любовь к пению, сохранили благодарное чувство к Ю.Л. на всю жизнь. У Юрия Леонидовича было много учеников в училище. Деятельность таких крупных личностей как Л.В. Кудрявцева и  Ю.Л. Меркулов в музыкальном училище  создавала особую атмосферу на дирижёрском отделе, напоминающую своей респектабельностью ВУЗ: обсуждения  на экзаменах и академических концертах  проходили в обстановке коллегиальности, где выслушивалось и уважалось мнение каждого коллеги.  Юрий Леонидович и Ирина Леонидовна Меркуловы  стали представителями  одной из псковских музыкальных династий: их сын, Александр Юрьевич, закончив Псковское музыкальное училище как пианист, стал, после учёбы в Рижской и Санкт-Петербургской консерватории первым профессиональным композитором, членом союза композиторов России в Пскове и, переселившись в Германию в 2002 году,  оставил заметный след в музыкальной культуре Пскова, написав кантату «Вече» о Пскове и княгине Ольге, её премьера состоялась в городе-побратиме Неймегене в 2008 г., а затем – в Пскове, с большим успехом, в 2009 г.

Деятельность  в музыкальном училище  положила начало ещё одной династии. Нинель Петровна Козно была одной из тех, кто «открывал» училище, приехав из Ленинграда «по призыву»  А.И. Медведевой, она же несколько позже, в 1965 году открывала теоретическое отделение,  ряд лет проработала заместителем директора. За долгие годы работы Н.П. проявила себя не только как преподаватель, методист, но и как организатор учебной, методической, концертной работы училища, она была внимательным и чутким куратором  новых преподавателей. Многогранной была и деятельность  преподавателя училища  Игоря Николаевича  Козно.  Наталья Игоревна  и Дмитрий Алексеевич Ждановы  стали представителями следующего поколения музыкантов этой семьи, в свою очередь, их сыновья стали новой ветвью династии, с юных лет виолончелист Игорь Жданов   успешно выступал  на  многочисленных  детских и юношеских исполнительских  конкурсах.

Заметный след оставила в училище деятельность Николая Михайловича Мишукова. Блестящий дирижёр, преподаватель, организатор работы и с профессиональными и самодеятельными коллективами,    мастер, владеющий словом, деятель, «одержимый» идеями, композитор, создатель своего песенного стиля и талантливый исполнитель своих песен, он обрёл среди  псковичей  множество поклонников разных поколений.  Результаты его многолетней деятельности впечатляют: это и созданные им коллективы, это и организация ежегодных фестивалей разного уровня, в том числе, возрождение певческих праздников, это и издание  песенных сборников  псковских авторов,  это многолетние усилия по созданию в Пскове профессионального союза композиторов.  В 1999 году в Пскове по инициативе Союза композиторов России открылось представительство союза, куда вошли принятые в СК России А.Меркулов, Т.Лаптева, Н.М. Мишуков, В. И. Петров, Л.Никитина.  Семья Н.М. Мишукова тоже династия,  в ней – три поколения одарённых музыкантов, его сыновья закончили Псковское музыкальное училище. Николай Михайлович Мишуков  -  создатель гимна города Пскова  в соавторстве с поэтом Станиславом  Золотцевым. Музыка и текст гимна получили в свое время  благоприятный отзыв  Сергея  Михалкова и Георгия Свиридова.

Благодарную память многочисленных учеников и восхищение коллег оставила о себе Марина Борисовна Селиверстова. Работа в училище стала её судьбой, она приехала в Псков выпускницей Саратовской консерватории на второй год после «открытия» училища и преподавала до 2006 года. Похоже, она не делила свои силы на основную работу и «подработки», как это делали многие, и целиком посвятила себя училищу, учила учеников, воспитывала сына.  Марина Борисовна за долгие годы «рутинной» учительской работы сохранила в неприкосновенности драгоценные достоинства человека и преподавателя: она была эталоном образованности, интеллигентности, высокого, безупречного вкуса  в оценке и музыкальных явлений, и талантов и достижений  учеников, и в  отношениях  с коллегами. Её любили, ею восхищались, это – удел немногих, истинных людей, у неё был стиль, - это редкость.

С каждым годом  коллектив училища «теряет» людей   и  из поколения «основателей», и  из поколений, которых училище «взрастило». Не удивительно, за пятьдесят лет много пережито, а все потрясения  жизни последних 20 лет не сделали профессию музыканта-учителя  более «успешной». Выживать помогают внутренние силы, пресловутые «идеалы», и чем дальше, тем крепче многие из «переживших» держатся за эти самые идеалы:  жить  любовью к прекрасному, и доказывать, что они есть,  собственной жизнью, - такой получается замкнутый круг. Правда, выход есть, есть гордость за учеников, которых жизнь теперь «разбрасывает» по всему миру. Бывшие ученики училища работают в Соединённых Штатах, Германии, Голландии, Финляндии, Испании. Перспективы в жизни  стала намного разнообразнее, но училище, как истинное «старое» учебное заведение старается сохранить академические традиции музыкального образования, считая его наиболее прочной основой для формирования  и личности и профессионала.

Сохранять преданность традициям помогает новым поколениям преподавателей их любовь и  преданность своим «ушедшим» учителям, до последнего часа работавшим в Псковском музыкальном училище, таким, скажем, как Вячеслав Петрович Студинов.  Для него  профессия музыканта стала второй, победило призвание, он вёл класс гитары, которая за последние годы своей популярностью вытеснила интерес к другим инструментам у потенциальных учеников. В.П. был в отношении к любимому инструменту очень строг, серьёзен, считая, что нужно сдерживать это «повальное» увлечение строгим отбором. При этом он считал, что искусство должно  развлекать, радовать, он  писал песни и стихи и по праздникам выносил их на суд коллег. Профессия преподавателя оттесняет часто на «второй» план другие стороны многогранной личности музыканта: Вячеслав Петрович был очень ярким сильным, волевым дирижёром, но видеть это приходилось сравнительно редко, на городских фестивалях.

Безвременно ушедший из жизни Юрий Михайлович Маркелов в своей музыкантской карьере в училище прожил, по крайней мер, два этапа: он проявил себя как преподаватель-баянист и исполнитель, в том числе, незаменимый аккомпаниатор в самодеятельных коллективах, но затем он, как музыкант, вдруг ярко начал новую жизнь в качестве руководителя и дирижёра им же созданного в училище ансамбля «Коробейники».  Этот ансамбль зазвучал как профессиональный концертный коллектив, было в этом что-то неповторимое, окрыляющее с первых же звуков, -  такими были первые впечатления. К сожалению, признание его таланта и заслуг оказалось запоздалым, он  почти не успел порадоваться этому при жизни.

Завершить этот юбилейный очерк  хочется  воспоминанием об особенном человеке, Романе Евгеньевиче Конторовском. О нём можно смело говорить громкими словами: он создал эпоху, он воспитал поколения, он владел умами и сердцами. При этом  речь идёт о человеке совершенно не пафосном, не амбициозном. Он добивался  признания учеников и коллег   - не специальными усилиями и честолюбием, или особым административным рвением –  у него  был  д а р, -  музыкантский  и преподавательский, педагогический. Роман Евгеньевич Конторовский  получил высшее музыковедческое образование на заочном отделении Ленинградской консерватории, мечтал об учёбе на  композиторском – не сложилось. Но талант не измеришь внешними  мерками и рамками.  А даровитый человек берёт в сфере образования всё, что необходимо, - сам. Вся преподавательская деятельность Р.Е., начавшаяся в 70-е, стала открытием для него самого, его учеников, коллег. Роман Евгеньевич был необыкновенно красивым и талантливым человеком, его красота притягивала. И это сочеталось в нём с его педагогическим призванием. Он был мыслителем на своих уроках музыкальной литературы, инструментовки, методики. Он учил свободно размышлять о музыке, умел ставить вопросы и проблемы в процессе обучения перед своими юными учениками — ещё почти подростками. Как это важно, что их взросление, благодаря занятиям Р.Е. в музыкальном училище начиналось как личностное и творческое.   Роман Евгеньевич,  преподаватель и музыкант, всегда был увлечён классической  музыкой разных эпох, художественными явлениями в разных областях искусства, литературы, поэзии, театра. Изучая классическое наследие, он прививал  современный взгляд, развивал «правильный» вкус и это главное, что должно было передаваться ученикам. Так, например, для самого Р.Е. кумиром, направляющим его деятельность, был русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Тему Мусоргского Роман Евгеньевич поднял и развивал как на занятиях, так и в масштабных мероприятиях в многолетней внеклассной работе. По сути, он создал студенческий театр Мусоргского, в котором несколько поколений учеников осуществили ставшие легендарными музыкальные постановки произведений Мусоргского «Детская» и «Раёк». На основе уникальной режиссуры и общего руководства Р.Е. в течение ряда лет они возобновлялись, неизменно талантливо, ярко, вызывая у зрителей восторженный приём. Эти музыкальные спектакли прозвучали не только в Пскове, они с триумфом прошли в Великих Луках, в Наумово-Карево, в Твери, в Карелии, на международном фестивале в Костамукше. Это было в конце 80-х — начале 90-х.  Деятельность Романа Евгеньевича Конторовского стала живым воплощением гуманистичной педагогики сотрудничества, одного из прогрессивных направлений в педагогике далёких 70-х.  Роман Евгеньевич остался в памяти многих музыкантов, знавших его, - композитором.  Приступив к преподаванию в Псковском музыкальном училище, он сразу стал весьма плодотворно использовать в своей педагогической практике и воспитательной работе с учениками   опыты сочинения музыки, он писал музыку, вокальную и инструментальную,  как только возникал «заказ». Поводом для регулярных  «заказов» стала им самим созданная традиция с вниманием и любовью относиться к вновь поступившим и выпускникам. Он создавал хоровые песни – посвящения  и, для выпускников, - песни-прощания. Стихи, вернее, тексты для этих песен сочиняли с энтузиазмом все из учеников, кто мог, кто чувствовал и хотел развивать в себе поэтическую жилку. Разучивали вновь сочинённую музыку в срочном порядке, в бесконечных репетициях, за день-два, испытывая необыкновенную радость новизны впечатлений от  совместного творчества.  В памяти многих поколений осталась чудесная музыка Романа Евгеньевича  к капустникам и студенческим спектаклям - светлая, добрая, остроумная, общительная, пронизанная юмором, а также — его лирика — песни на стихи  поэтов ХХ века.  Роман Евгеньевич, работая в музыкальнои училище, раскрылся перед учениками и коллегами как режиссёр, он  обогатил внеклассную жизнь учеников творческой работой над капустниками, где все могли проявить себя и стать и  режиссёрами, и артистами. Р.Е. был всегда и прирождённым педагогом - методистом. Он щедро делился с коллегами и учениками  идеями, кого и как  учить музыке и вообще, - учить. Для него это был увлекательный процесс. Доброй традицией были его «наставления» выпускникам, которые он давал не на общих собраниях, а в частных, желанных для каждого ученика беседах. Он словно мог определить, логически и интуитивно,  по характеру каждого,  — начало его судьбы за пределами ставшего родным за годы учёбы Псковского музыкального училища.

В 1994 году семья Конторовских переселилась в США, там карьера  преподавателей Конторовских не прерывалась, продолжала  органично развиваться в новых условиях. В Псковском музыкальном училище его музыкально-педагогические и воспитательные идеи пустили корни, настолько глубокие, что помогают жить и работать, и выживать, и развиваться всё новым поколениям преподавателей и учеников.  Многогранные таланты, ум, педагогическое мастерство, творческий стиль жизни и деятельности Романа Евгеньевича Конторовского передались как бесценное наследство его бывшим ученикам  и коллегам — Л.Н. Никитиной, И.В. Галковской, Ю.Е. Баландиной, Т.А. Лаптевой  и др.

60-летие основания Псковского музыкального училища – это серьёзный повод представить портреты его замечательных представителей на фоне быстротекущего времени, которое уносит всё, но благодарная память – сохраняет.