Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиКультура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России
2019 год – Год театра в России
XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярск
Культура. Гранты России - информационный портал

НОВОСТИ

13декабря
Версия для печати

К 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова.

О творческой личности Г.В. Свиридова и  русской   культуре ХХ века размышляет музыковед, член Союза композиторов России, преподаватель колледжа искусств Лариса Никитина.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского композитора Г.В. Свиридова.  Чем длиннее историческая дистанция, отделяющая нас от  исторического периода времени, в котором жил и творил Свиридов, тем более рельефно обозначается подлинный масштаб творческой личности композитора, тем более ясно ощущается та историческая роль, которую сыграло его творчество в истории русской культуры ХХ века.

Творчество Свиридова уникально и наполнено парадоксальными противоречиями.  С одной стороны Свиридов - один из самых преданных продолжателей коренных музыкальных традиций русской музыки. В своих сочинениях он обращается к архаическим, древнейшим истокам русской музыкальной культуры - крестьянской песне, знаменным распевам, колокольным звонам. С другой стороны - его сочинения созвучны времени, в них пульсирует тревожный нерв  ХХ века,  раскрывается трагическое мироощущение наших современников.  Музыка Свиридова - на первый взгляд -   одна их самых "понятных",  демократичных, доступных для восприятия.  При этом  его творчество - одно из  самых сложных и глубоких. до предела насыщенных высшей духовностью явлений нашего искусства. В этой парадоксальности, соединении современного   и традиционного,  массового и сложного  таится необъяснимая загадка творчества этого великого Художника.

Его творческий путь не был лёгким. Детство  в небольшом Фатеже, пришедшееся на годы Гражданской войны и страшная трагедия гибели отца соединились с приобщением к традиционным ценностям  трагически погибающей Православной Руси.  В семье  курского священника отца Константина Свиридов обретает духовную и нравственную опору, помогающую ему в самые тяжёлые моменты его жизни. Несмотря на то,  что его   ранние романсы были хорошо приняты публикой , в конце 40х годов Свиридов  как ученик Шостаковича испытал на себе последствия печально известного постановления1948 года.     

В 50 -е годы Свиридов  долго и мучительно искал свой путь в искусстве, собственный, выстраданный в своей простоте музыкальный язык. Его путь  в искусстве  пролегал буквально по краю пропасти.   С одной стороны - "искусы" авангарда и новейших музыкальных техник. C  другой - опасность примитивной, "сусальной "  трактовки народной традиции.

Композитор   с трудом   преодолел интонационное  влияние  музыки горячо любимого  им Учителя - Дмитрия Дмитриевича  Шостаковича.  Но, не подражая его музыкальному языку, он продолжил   главное качество музыки Шостаковича - отношение к композиторскому творчеству как к высокой миссии Художника. Обратившись к традиционному искусству - фольклору, наследию русских классиков, Свиридов  смог сохранить подлинный  дух народной музыки, истинную живую традицию,  идущую от М.П.Мусоргского  и  С.В.Рахманинова.

Одним из первых в СССР  Свиридов заговорил о подлинно русском национальном искусстве. Не секрет, что в те годы слово "патриотизм" не было в чести,  использовавшееся в тот период времени понятие "советский народ" во многом нивелировало национальное своеобразие русской культуры. Обращение к традиции часто трактовалось упрощённо, лишь как использование фольклорных цитат и тембрового колорита народной музыки. В своём творчестве Свиридову удалось воплотить настоящую глубокую духовность русского искусства. 

Духовной опорой для себя Свиридов всегда считал  слово -  слово великой русской литературы.  Чтение было одним из его любимых занятий на протяжении всей жизни.  В своих сочинениях он обращался к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Р. Бёрнса,  В. Шекспира, А. Блока. творчество многих поэтов Свиридов буквально "открыл"  заново.  Его "Поэма памяти Сергея Есенина перевернула представление о значении  творчества этого великого русского поэта. Совершенно по-новому в музыке Свиридова зазвучало слово А. Блока, наполненное христианскими мотивами и огромной любовью  к русской земле.

В 70-е годы  в русской литературе появилось молодое поколение писателей. так называемых "деревенщиков" - В. Астафьев. Ф. Абрамов, В. Распутин. Свиридов горячо приветствовал их творчество, находя в их сочинениях многое, близкое ему по мироощущению. Со многими из них он был знаком лично.  Его творчество для этой новой волны русских писателей стало нравственным ориентиром, "камертоном" подлинного искусства.

В зрелые годы  вокруг Свиридова сложился круг исполнителей,  высоко ценивших его творчество и   стремившихся работать с ним, пропагандировать его сочинения:  дирижёры А. Юрлов, В. Минин, В. Чернушенко, певцы А. Ведерников, И. Архипова, Е. Образцова, Е.Нестеренко. Все они высоко ценили творческое общение  с великим композитором, много сделав для распространения его сочинений в России. 

В 80-е ,90-е годы Свиридов официально считался "живым" классиком, однако, последние годы его жизни были наполнены чувством  одиночества. Он с болью переживал политические события, происходившие в те годы в стране. Испытав в конце 80-х годов кратковременное воодушевление в связи с проводившимися в стране реформами, Свиридов очень скоро разочаровался в них, остро почувствовав их разрушительную природу.   Гибель единственного сына усилила трагическое ощущение утраты и одиночества.

Утешение ему принесла вера и работа над церковной музыкой. Грандиозный  цикл  "Песнопения и молитвы" - последняя работа Мастера.  В конце ХХ века Свиридов подвёл  итог тысячелетней традиции  русской духовной музыки  и открыл для её развития новые неизведанные пути.

Многое в творчестве Свиридова ещё скрыто от нас. Не опубликованы многие его сочинения последнего периода, письма, дневниковые записи. Всё это - дело будущего. Как пророчество о собственной судьбе звучат слова Свиридова о Есенине: "Его сердце наполнено бесконечной любовью ко всему сущему в мире. он не умрёт до тех пор, пока будет жив хоть один русский человек "

 

 


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...


Исследование чтения в Псковской области

© 2019 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова