Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиКультура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России

ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Главная страница Отделения Библиотека колледжа Обзор художественной литературы о Великой Отечественной войне
Версия для печати

 В повести «Народ бессмертен» (1942) Вас. Гроссмана автор открывает читателю черты русского  характера. Речь идет о попавших в окружение наших частях и о прорыве вражеского кольца. Главные герои - простые люди, призванные в армию в один день. Этот  эпизод  символизирует единство народа. Главный герой - колхозник из Тульской области  Игнатьев. В его образе  много общего с Василием Теркиным Твардовского. Его гитара напоминает  гармонь Теркина. Символичен также и поединок главного героя с немецким танкистом, который прошел всю Европу  и получил крест на грудь от самого Гитлера.

Герои Б.Горбатова в повести «Непокоренные»  просто списаны с натуры. Писатель их знал. После освобождения Сталинграда он освобождал свой родной Донбасс. Начинается повесть с того, как наши войска отступают и заканчивается их наступлением, а между этими событиями год жизни заводского поселка, оккупированного фашистами. Данная повесть - это первая попытка  описать, что происходило на оккупированной территории, как люди бедствовали и боялись.  

В повести три главных персонажа. Отец - Тарас Яценко и сыновья Степан и Андрей (как у Тараса Бульбы Гоголя). Сам глава семейства отказывается для немцев восстанавливать завод, занимается саботажем. Старший сын Степан - организует подпольную организацию. Подпольщицей становится дочь Тараса Настя, только что закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей пересекает линию фронта и возвращается в свой город с освободителями. Отец  его винит и считает изменником, явно поддавшись призывам Сталина.

Несомненно, автору было непросто открывать всю правду о войне, мешали идеологические шоры, касаться такого материала было немного охотников.

Например, описание работы подпольной группы под руководством Степана. Создав подпольную группу, Степан приходит к выводу, что среди тех, кто  в мирное время пользовался официальным доверием, оказались и трусы и предатели, а среди неприметных и строптивых  немало до конца верных Родине, подлинных героев.

«Волоколамское шоссе» - книга А.Бека состоящая из четырех повестей, объединенных общим названием о батальоне дивизии генерала Панфилова, которые окружены и прорывают вражеское кольцо и воссоединяются с нашими частями. Очень интересен образ самого генерала Панфилова, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность, умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом. Повесть достоверна даже в мелочах. Это своеобразная  хроника кровопролитных боев под Москвой, помогающая понять почему немецкая армия не могла взять Москву.

О творческом писательском таланте К.Симонова  говорили, что у него острота зрения и повадка прозаика.  Произведение «Дни и ночи» написано с дневниковой погруженностью во фронтовые будни. Автор сделал это, чтобы  раскрыть духовный облик тех, кто стоял насмерть в Сталинграде. Книга помогает понять, что остановили врага в Сталинграде не чудо - богатыри, а обычные люди, которые тонули на переправах, горели в огне войны, которым было страшно, но они выполняли свой долг.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины  много сделали для победы...

В годы  Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах.  Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания  более двухсот рассказов - исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок,  «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли,  в которых они рассказали  о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Читая эту книгу, поражаешься, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера:

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю...». И не единственная она была такая. Не женское это дело - убивать.

А Вера Данильцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война и она ушла на фронт, где стала снайпером, Кавалером двух орденов Славы.

Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое армия и что такое война.

Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого даже к бабушке,  а через два месяца эта девочка стала санинструктором и ушла на фронт.

 Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы  для нас состоялось будущее, те девушки  много лет назад  воевали.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (1942 г.).

Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать  диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина - очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Галя Четвертак была из детского дома. Она была подкидышем. Это ей в детском доме  дали фамилию Четвертак, потому что меньше всех в четверть ростом вышла. Соня Гурвич - из большой дружной семьи участкового врача, училась в университете, донашивала перешитые платья сестер и бегала вместо танцев в читалку и театр, Рита Осянина - вдова  героя - пограничника, погибшего во второй день войны в утренней контратаке. Ее пытались отправить в тыл, но она настояла, чтоб ее взяли санитаркой, а через полгода послали в  полковую зенитную школу, а затем отправили на тот - же участок, где погиб ее супруг. Лиза Бричкина - все свои девятнадцать лет прожила в ожидании завтрашнего дня. Подружки ее уже давно окончили школу: кто уехал учиться, кто вышел замуж, а Лиза ухаживала за больной матерью, помогала отцу по хозяйству и ждала завтрашнего дня..., Евгения Комелькова - несмотря на все свои жизненные трагедии, осталась чрезвычайно общительной, веселой и озорной.

  Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков  поймал немцев,  в отчаянии, ругаясь черными словами, трясясь в ознобе, он кричал:

«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!... Он рычал и плакал: обессилел, видно, вконец».

Повесть «В списках не значился» Бориса Васильева - о защитниках Брестской  крепости. Главный герой - молодой лейтенант Николай Плужников, боец одиночка. Он только что выпустился из военного училища, прибыл в воинскую часть Брестского гарнизона, «был здоров  и яростно хотел жить». Он даже еще не значился в списках, но в те драматические минуты начала войны он думает не о себе, а о тех бойцах, которые сражаются, и встает в их ряды защищать Родину и свою девушку-инвалида Мирру,  которую он любит.

Одной из первых повестей В. Некрасова была повесть "В окопах Сталинграда"(1946). Ей суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Впервые появившись в журнале «Знамя» повесть поразила фронтовиков: « Чем, собственно, она поражала? Да тем, что все в ней - правда,  все так, как было. Мы узнали в ней свою войну, самих себя, какими мы тогда были и какими в мирной, окружавшей нас жизни быть уже нельзя. К этому нельзя мы трудно привыкали, жизнь заставляла привыкать».  Действительно автор описал войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942-го года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления, но,  несмотря на все трудности фронтовых будней,  отношения между героями повести простые и сердечные. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво: «На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в делении путает, не знает, сколько  будет семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами.... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя». Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде.

Повесть «Звезда» была задумана  Э. Казакевичем в 1944 году под Ковелем, где готовилась крупная наступательная операция советских войск, приобрела всемирную известность, переиздавалась более пятидесяти раз.

 События в повести сгущены до предела.  Она поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков.

 Молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков - веселого сибиряка Аниканова и крымчанина Мамочкина, старых разведчиков Бражникова и Быкова, семнадцатилетнего Юру Голуба, который  сам себя называл Голубем, высокого красавца Феоктистова  на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких "языков" и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания группенфюрером  СС дивизии "Викинг", в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.

«Звезда, Звезда!- громко  закричала Катя.- Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя ..., но Звезда молчала. Молчала Звезда и на следующий день и позднее...»

Есть произведения, которые, как бы вырывают из истории судьбу одного или нескольких людей и рассказывают об их жизни на фоне военных событий. Это повесть  «Сашка» Вячеслава Кондратьева, писателя- фронтовика,    имя которого стало известно после публикации повести. Повесть посвящена нескольким дням солдатской жизни, связаных в памяти с Ржевом, где автор начинал войну. Главный герой повести  деревенский паренек Сашка подобно тысячам и тысячам своих сверстников стоит насмерть под Ржевом. Эта повесть - суровый, правдивый рассказ из жизни солдата. Сашка по-юношески любопытен (любопытствует, сколько табаку и рому выдают немецким солдатам в день),  ему знаком страх, знакомо ему и сострадание. Со всем народом он готов громить фашистов «...и уничтожать безжалостно!   Но,   когда   брал он этого фрица, дрался с ним,  ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он  Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он,  только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым...»

Рассказ Шолохова «Судьба человека» - о нелегкой жизни солдата, который страдая и погибая прошел войну, он шел к победе не щадя жизни и в итоге оказалось, что он потерял всю семью. У него изранена душа, но он хочет быть кому-то нужным, полезным и любить.  Он берет себе в сыновья мальчишку-сироту и заботится о нем. А мальчик счастлив! Он думает, что это его настоящий отец нашелся.

 «Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?»- В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось»,  - говорю я ему».

«Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...»

Самыми яркими достижениями драматургии военного времени стали четыре пьесы:Константина Симонова « Русские люди», Александра Корнейчука «Фронт», Леонида Леонова «Нашествие», Евгения Шварца «Дракон».

Герои пьесы «Русские люди» К.Симонова сражаются в окружении, отрезанные от основных сил армии. Они не кадровые военные, а мирные люди, которых заставила взяться за оружие общая беда: немолодой фельдшер, столичный журналист, 19-летняя девушка-шофер, бывший штабс-капитан, преподаватель. Война для них - огромное горе, которое можно одолеть только всем вместе, не щадя жизни. Думая о Родине, о том, что для человека свято, главная героиня вспоминает две березки у речки  на краю своего села, на которые она вешала качели. Эти воспоминания трогают душу, и  верится, что русские люди будут стоять насмерть, защищая Родину.

Пьеса А.Корнейчука «Фронт» задевала за живое другим. Это было первое произведение, в котором говорилось прямо и остро об одной из главных причин  поражений наших войск: многие начальники, занимавшие высокие должности, к современной войне были не готовы. Помехой успешной борьбе с врагом в пьесе оказывается командующий фронтом - генерал Горлов. Как военачальник он окружил себя  невеждами вроде Хрипуна  и Крикуна. Противостоит ему  молодой и энергичный генерал Огнев, творчески осуществляющий хорошо продуманные военные операции.  Пьеса обнажала недостатки в управлении армией. Интересно, что автор имел смелость послать пьесу Сталину на рассмотрение. Реакцию Сталина трудно было предсказать. Однако вскоре она была рассмотрена и начала печататься, хотя  в  газету «Правда» было дано указание никаких рецензий на пьесу в прессе не печатать. Автору было понятно, почему Сталин одобрил пьесу: этим самым он переложил свою  ответственность за поражения на якобы бездарных военачальников.

Пьеса  Л.Леонова «Нашествие» была задумана как трагедия. Автор проследил внутренний мир людей в обстановке войны.  Федора Таланова за драку или за слово неосторожное отсылают перед войной в тюрьму. Как раз накануне входа немцев в город. Он явился в родной город. И все, даже родные, стали его сторониться. Никто не понимал - его выпустили из тюрьмы или он сбежал. Все боятся - не подастся ли Федор в полицаи. А он обращается с просьбой, чтоб его взяли в партизанский отряд.

Один из персонажей в пьесе говорит фразу: «Эва, как буря людей на изнанку-то выворачивает!» Это многозначительная фраза. Федор, видя, что творят захватчики на нашей земле, забывает о своей обиде, отбрасывает ее и, совершая подвиг, выдает себя за командира партизанского отряда, понимая, что будет казнен, он обретает человеческое достоинство, которого его лишили, отправив в «сибирские болота», сделав изгоем. Он ощущает себя частью Родины, без которой его собственная жизнь теряет смысл.

По пьесе «Дракон» Е.Шварца был поставлен спектакль. Однако  после успешной постановки  он  был запрещен. Суть пьесы-сказки в том, что в фольклорные персонажи автор вложил новый современный смысл. А смысл в том, что мало уничтожить фашизм на поле боя, нужно уничтожить его в сознании людей. Без этого, поверженный в борьбе он будет возрождаться.

По данным энциклопедии Великой Отечественной войны в действующей армии служило свыше тысячи писателей, четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся.

Лирическая поэзия - самый чуткий «сейсмограф» душевного состояния общества в годы войны. Замечательные стихи Константина Симонова, Алексея Фатьянова, Иосифа Уткина, Ольги Бергольц, ставшей душой сопротивления блокадного Ленинграда, молодого поэта  Семена Гудзенко, Алексея Суркова, Дмитрия Кедрина, Павла Шубина, Михаила Львова, Семена Кирсанова, Юлии Друниной, Михаила Светлова, сложивших свои головы  боях Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Ильи Лапшина, Всеволода Багрицкого, Бориса Смоленского  и др.  Все они писали проникновенные стихи о войне, о героизме, о смелости, о дружбе, о любви...и о Родине и Победе.

Вот какой виделись  тогда Родина и Победа Илье Эренбургу:

 «Она была в линялой гимнастерке,

 И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла  мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мертвые, молчали.

                                         (9мая. 1945 г.)

 В современных литературоведческих обзорах, когда речь заходит о лучших поэтических сочинениях военных лет без тени сомнения ставят  интимные стихотворения А.Суркова «Землянка» и К. Симонова «Жди меня», которые писались  как личные письма своим любимым и через несколько месяцев самые разные люди, десятки раз при свете керосиновой коптилки переписывали их на клочке бумаги и поэму  «Василий Теркин»  А.Твардовского.

Герой поэмы А. Твардовского   Василий Теркин стал символом русского солдата, его образ предельно обобщенный, собирательный народный характер в лучших его проявлениях. Это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый лукавый собеседник. В его образе соединены богатейшие фольклорные и литературные традиции и современность. Теркин - боец, который совершает фантастические подвиги, человек необычайной стойкости (переплывает ледяную реку), он умелец на все руки (помогает старику починить старую пилу), шутник, за словом в карман не полезет. Произведение насыщено пословицами и поговорками, которые усиливают художественный эффект произведения. Однако не все весело во фронтовой жизни героя. Ему известна тоска по родным, оставшимся в смоленской стороне, он горевал, когда было отступление и прятал глаза от хозяек, заходя в крестьянские хаты при отступлении, как будто он виноват в поражении в первые месяцы войны. Судьба Теркина - судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, олицетворение силы духа и воли к жизни. Произведение  имеет большую жизнеутверждающую силу.

Уже после войны в 1945-46 годах Твардовский создает свое самое сильное произведение о войне «Я убит подо Ржевом...». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны. Все стихотворение - страстный монолог мертвого к живым, монолог-обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый.

Родина, война, смерть, любовь, бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - основные мотивы литературы о Великой Отечественной войне.  Многие из них - подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны.

Закончить обзор хочется строками из стихотворения А.Твардовского, написанном уже через два десятилетия по окончании войны:                

  Я знаю, никакой моей вины

 В том, что другие не пришли с  войны.

 В том, что они - кто старше, кто  моложе-

 Остались там, и не о том же речь,

 Что я их мог, но не сумел сберечь,-

  Речь не о том, но все же,

   все же, все же....

 

Список литературы, использованной при подготовке обзора:

 

Алексиевич, С.А. У войны не женское лицо: повести /Светлана Алексиевич. - М.: Советский писатель, 1988.

     Бек, А. Волоколамское шоссе: роман /Александр Бек. - М.: Сов. Россия, 1984.

     Васильев, Б. А зори здесь тихие: повесть /Борис Васильев. - М.: Детская литература, 1979.

     Васильев, Б.Л. В списках не значился: роман /Борис Васильев. - М.: Детская литература, 1986.

Горбатов, Б.Л. Непокоренные. Алексей Куликов, боец. Письма к товарищу /Б.Л.Горбатов. - М.: Профиздат, 1985.

      Ершов, Л.Ф. История русской советской литературы /Л.Ф.Ершов.- М.: Высш. школа, 1982.

      История русской советской литературы /под ред. П.С.Выходцева.- М.: Высш. школа, 1979.

 Казакевич, Э.Г. Звезда: повести /Э. Казакевич.- М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда: повесть, рассказы /Виктор Некрасов.- М.: Художественная литература, 1990.

Путешествие в страну поэзия. Поэзия - школе. В 2 кн. Кн.2. - Л.: Лениздат, 1972.

Русская литература 20 век. 11кл.: учебник. В 2ч. Ч.2 /Под ред. Журавлева. - М.: Просвещение, 2005.

Твардовский, А. Василий Теркин. Книга про бойца /А.Твардовский.- М.: Военное издательство, 1988.

Шварц, Е. Пьесы /Евгений Шварц. - Л.: Советский писатель, 1982.

     Шолохов, М. Судьба человека: рассказ /М. Шолохов. - М.: Детская литература, 1985.

 


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...



© 2018 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова