Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиКультура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России
2019 год – Год театра в России

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?

Версия для печати

      Этот вопрос, произнесенный героем одной из повестей Франсуазы Саган и ставший её названием, для многих из нас, читателей, звучит загадочно, и смысл его недоступен. Надо же, изысканные французы как-то по-особому тепло относятся к некоему немцу Брамсу (кажется, композитору).
     Если задать этот вопрос в некоторых наших аудиториях, то, возможно, Брамса, как создателя зажигательных "Венгерских танцев" сегодня не вспомнят. А в повести Ф. Саган имя Брамса звучит как заветное слово, пароль, открывающий путь в мир любви, одухотворённой страданиями, сомнениями, душевной борьбой, любви, озарённой нежностью, любви-страсти, воспламеняющейся, как от волшебного напитка, от взгляда и звука голоса . Представление о музыке Брамса, мужественной, трагической и меланхоличной, даёт возможность предвосхитить финал этой повести: любовные отношения обречены на разрыв, герои - на одиночество.
     Музыка и само имя Брамса - ключ не только к пониманию характеров героев этой современной повести, но и разгадки её сюжета. Любовь сорокалетней героини и 25-летнего героя в этой повести - этот мотив, возможно, является у писательницы отражением жизненной позиции самого Брамса, истории его драматической любви к Кларе Вик - жене своего старшего друга композитора Роберта Шумана. Клара была выдающейся знаменитой пианисткой, в своё время известной в России. Когда Брамс влюбился в неё, она была матерью пятерых детей и на полтора десятка лет старше его. Брамс, как пишут биографы, "был в плену" у этой незаурядной женщины всю свою жизнь. И смерть её (умерла она в 76 лет) подвела черту под собственной его жизнью, ускорила её конец. История семьи Брамса также даёт повод для невольных сравнений. В своё время будущий отец Брамса, цветущий 24-летний молодой человек, стремясь укрепить своё материальное положение и общественный статус, взял в жёны 41-летнию женщину, далеко не красавицу, хромоножку. Союз этот, однако, продержался 30 лет.
     Удивительным, загадочным образом переплетаются людские судьбы, жизненные загадки и драмы волнуют писательское воображение - и вот уже, читая Франсуазу Саган, мы наслаждаемся музыкальностью и пронзительной грустью её прозы о любви, и имя Брамса является её символом.
     Но вот мы на филармоническом концерте, в котором звучит музыка Брамса и Дворжака. У нас есть возможность постижения Брамса через звучание его камерного произведения.
     Это показалось поистине чудом, так как наши музыканты редко играют ансамблевую, к тому же, романтическую музыку. На концерте прозвучали 2 квинтета - фортепианный и кларнетовый - в исполнении немецких музыкантов - педагогов, участников лучших оркестров мира ( в том числе караяновского). Артисты продемонстрировали поразительное совершенство ансамблевой игры, доставив слушателям истинное наслаждение.
     Камерная западно-европейская музыка ведёт своё происхождение из глубоких традиций бытового музицирования. И поэтому абсолютная слаженность, непринуждённость, свобода и радость совместного творчества воспринимались как традиционно-характерные качества артистов, проявляющихся с первых тактов звучания музыки.
     Имя Дворжака оказалось в афишах рядом с именем Брамса не случайно. Этих композиторов объединяло глубокое духовное родство. И так же, как когда-то Роберт Шуман, Брамс поддерживал молодого Дворжака, помогал ему в издании и исполнении произведений, поощрял его творческие успехи.
     Фортепианный квинтет Дворжака - произведение масштабное, монументальное, многокрасочное, развитие музыки исполнено романтического подъёма. Первые такты произведения с их могучим волевым характером явно перекликаются с Брамсом, звучат, как посвящение великому мастеру. Последняя часть демонстрирует самобытный стиль Дворжака. Вторая часть завораживает поразительной по красоте ладового колорита темой-"зовом". Она-то и является лучезарным "мостиком" к следующему произведению в программе концерта: вслед за эпического масштаба жизнеутверждающим квинтетом Дворжака прозвучал кларнетовый квинтет Брамса.
     Композитор написал его в преддверии смерти, к которой он совершенно сознательно, как отмечают биографы, готовился, подводя итоги творчества и прощаясь с жизнью. Знаменитые слова Блока о "сумрачном германском герое" имеют отношение, как представляется, именно к Брамсу.
     Музыка Брамса. Гармония здесь обладает силой логического воздействия, а в мелодиях композитор нашёл свою интонацию. Интонация эта, как талантливый актёр, меняющий маски, многолика, но суть её - ощущение трагической обречённости человека. Это чувство может выражаться и в жалобе, и в протесте, и в смирении, и в философском осмыслении, и в созерцании. Творчество Брамса поражает величием и проникновенностью. И чтобы услышать сокровенную интонацию, самое лучшее - услышать его камерную музыку.
     Исполнение квинтета отличала благородная манера в выражении неизъяснимой печали прощания. Включение в струнный ансамбль "инородного" духового инструмента, кларнета, как можно было предположить, определяло появление виртуозных блестящих каденций, но такое предположение оказалось просчётом. Интуиция мастера куда глубже и тоньше. Кларнет привнёс особый оттенок в чувство скорби - лёгкость и просветленность. Во второй части лирического центра этого цикла кларнет, сохраняя свойственную ему подвижность, "переливчатость" в пассажах, звучал приглушённо мягко, в удивительном гармоничном единстве со струнными. Так иногда познаётся Гармония.
     Это тихое прощание так непохоже на экстатические взлёты умирающей Изольды. Оно не потрясает, а покоряет и примиряет с неизбежным. Не зря же искушённые, не терпящие излишней аффектации французы, предпочли своему соотечественнику Берлиозу или кумиру века Вагнеру - "сумрачного", строгого, тончайшего Брамса.
Любите ли вы Брамса?..

Татьяна Лаптева,
музыковед.


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...



© 2018 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова