Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиКультура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?

Версия для печати

      Этот вопрос, произнесенный героем одной из повестей Франсуазы Саган и ставший её названием, для многих из нас, читателей, звучит загадочно, и смысл его недоступен. Надо же, изысканные французы как-то по-особому тепло относятся к некоему немцу Брамсу (кажется, композитору).
     Если задать этот вопрос в некоторых наших аудиториях, то, возможно, Брамса, как создателя зажигательных "Венгерских танцев" сегодня не вспомнят. А в повести Ф. Саган имя Брамса звучит как заветное слово, пароль, открывающий путь в мир любви, одухотворённой страданиями, сомнениями, душевной борьбой, любви, озарённой нежностью, любви-страсти, воспламеняющейся, как от волшебного напитка, от взгляда и звука голоса . Представление о музыке Брамса, мужественной, трагической и меланхоличной, даёт возможность предвосхитить финал этой повести: любовные отношения обречены на разрыв, герои - на одиночество.
     Музыка и само имя Брамса - ключ не только к пониманию характеров героев этой современной повести, но и разгадки её сюжета. Любовь сорокалетней героини и 25-летнего героя в этой повести - этот мотив, возможно, является у писательницы отражением жизненной позиции самого Брамса, истории его драматической любви к Кларе Вик - жене своего старшего друга композитора Роберта Шумана. Клара была выдающейся знаменитой пианисткой, в своё время известной в России. Когда Брамс влюбился в неё, она была матерью пятерых детей и на полтора десятка лет старше его. Брамс, как пишут биографы, "был в плену" у этой незаурядной женщины всю свою жизнь. И смерть её (умерла она в 76 лет) подвела черту под собственной его жизнью, ускорила её конец. История семьи Брамса также даёт повод для невольных сравнений. В своё время будущий отец Брамса, цветущий 24-летний молодой человек, стремясь укрепить своё материальное положение и общественный статус, взял в жёны 41-летнию женщину, далеко не красавицу, хромоножку. Союз этот, однако, продержался 30 лет.
     Удивительным, загадочным образом переплетаются людские судьбы, жизненные загадки и драмы волнуют писательское воображение - и вот уже, читая Франсуазу Саган, мы наслаждаемся музыкальностью и пронзительной грустью её прозы о любви, и имя Брамса является её символом.
     Но вот мы на филармоническом концерте, в котором звучит музыка Брамса и Дворжака. У нас есть возможность постижения Брамса через звучание его камерного произведения.
     Это показалось поистине чудом, так как наши музыканты редко играют ансамблевую, к тому же, романтическую музыку. На концерте прозвучали 2 квинтета - фортепианный и кларнетовый - в исполнении немецких музыкантов - педагогов, участников лучших оркестров мира ( в том числе караяновского). Артисты продемонстрировали поразительное совершенство ансамблевой игры, доставив слушателям истинное наслаждение.
     Камерная западно-европейская музыка ведёт своё происхождение из глубоких традиций бытового музицирования. И поэтому абсолютная слаженность, непринуждённость, свобода и радость совместного творчества воспринимались как традиционно-характерные качества артистов, проявляющихся с первых тактов звучания музыки.
     Имя Дворжака оказалось в афишах рядом с именем Брамса не случайно. Этих композиторов объединяло глубокое духовное родство. И так же, как когда-то Роберт Шуман, Брамс поддерживал молодого Дворжака, помогал ему в издании и исполнении произведений, поощрял его творческие успехи.
     Фортепианный квинтет Дворжака - произведение масштабное, монументальное, многокрасочное, развитие музыки исполнено романтического подъёма. Первые такты произведения с их могучим волевым характером явно перекликаются с Брамсом, звучат, как посвящение великому мастеру. Последняя часть демонстрирует самобытный стиль Дворжака. Вторая часть завораживает поразительной по красоте ладового колорита темой-"зовом". Она-то и является лучезарным "мостиком" к следующему произведению в программе концерта: вслед за эпического масштаба жизнеутверждающим квинтетом Дворжака прозвучал кларнетовый квинтет Брамса.
     Композитор написал его в преддверии смерти, к которой он совершенно сознательно, как отмечают биографы, готовился, подводя итоги творчества и прощаясь с жизнью. Знаменитые слова Блока о "сумрачном германском герое" имеют отношение, как представляется, именно к Брамсу.
     Музыка Брамса. Гармония здесь обладает силой логического воздействия, а в мелодиях композитор нашёл свою интонацию. Интонация эта, как талантливый актёр, меняющий маски, многолика, но суть её - ощущение трагической обречённости человека. Это чувство может выражаться и в жалобе, и в протесте, и в смирении, и в философском осмыслении, и в созерцании. Творчество Брамса поражает величием и проникновенностью. И чтобы услышать сокровенную интонацию, самое лучшее - услышать его камерную музыку.
     Исполнение квинтета отличала благородная манера в выражении неизъяснимой печали прощания. Включение в струнный ансамбль "инородного" духового инструмента, кларнета, как можно было предположить, определяло появление виртуозных блестящих каденций, но такое предположение оказалось просчётом. Интуиция мастера куда глубже и тоньше. Кларнет привнёс особый оттенок в чувство скорби - лёгкость и просветленность. Во второй части лирического центра этого цикла кларнет, сохраняя свойственную ему подвижность, "переливчатость" в пассажах, звучал приглушённо мягко, в удивительном гармоничном единстве со струнными. Так иногда познаётся Гармония.
     Это тихое прощание так непохоже на экстатические взлёты умирающей Изольды. Оно не потрясает, а покоряет и примиряет с неизбежным. Не зря же искушённые, не терпящие излишней аффектации французы, предпочли своему соотечественнику Берлиозу или кумиру века Вагнеру - "сумрачного", строгого, тончайшего Брамса.
Любите ли вы Брамса?..

Татьяна Лаптева,
музыковед.


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...



© 2018 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова