Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

«ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Главная страница Библиотека искусств Материалы конференций «Инновационная модель в системе непрерывного музыкального образования в Псковской области
Версия для печати

Опыт создания очно-заочной школы для одаренных детей "Камертон"

Автор - Ирина Владимировна Галковская

музыковед,

заместитель директора по учебно-методической работе

Псковского областного колледжа искусств.

Проблема совершенствования системы взаимоотношений «Школа - ссуз - вуз» является в наше время одной из актуальнейших для российского музыкального образования. На протяжении последних лет в различных регионах страны активно ведется поиск новых моделей взаимодействия внутри этой триады, которые были бы направлены на сохранение лучших традиций по подготовке профессиональных кадров в сфере музыкального искусства и, вместе с тем, инновационны по форме.

В Псковской области сегодня также разрабатывается концептуально новая система непрерывного музыкального образования, в которой приоритетным направлением является профессиональная поддержка особо талантливых учащихся.  

В настоящее время в системе дополнительного образования области функционирует 36 школ, в которых проходит обучение порядка 8500 детей. Если сравнить эту цифру с количеством обучающихся в общеобразовательных учреждениях (а это около 80 тысяч человек), то в ДМШ и ДШИ учится каждый 10-й ребенок. При этом, исходя из показателей за последние пять лет, можно констатировать, что при уменьшении количества детей школьного возраста, которое составило порядка 18%, музыкальные школы и школы искусств не сократили свой контингент.

С целью выявления и поддержки одаренных детей в области регулярно проводятся исполнительские конкурсы, музыкально-теоретические олимпиады, осуществляется планомерная концертная деятельность. Само понятие «работа с одаренными детьми» вошло в постоянный обиход специалистов сферы музыкального образования, подчеркивающих важность как можно более раннего распознавания способностей ребенка, с последующим целенаправленным их развитием.

Однако, несмотря на серьезную и планомерную работу, в Псковской области существует противоречие между наличием ярких, творчески одаренных детей и недостаточно профессиональным педагогическим сопровождением развития их таланта на местах. Большинство преподавателей районных школ ориентируются в своих технологиях на среднего ученика, не располагают необходимым методическим и учебным материалом, зачастую не обладают высшим профессиональным образованием. Помимо этого, для развития одаренного ребенка огромное значение имеет среда общения, слуховой опыт, творческое окружение.

Таким образом, в области назрела необходимость создания специальной музыкальной школы, основное предназначение которой - обучение музыкально одаренных детей по образовательным программам повышенного уровня, способствующее их раннему профессиональному самоопределению и приобретению ими в дальнейшем соответствующего образования. Именно такая школа нового типа, открытая  в областном центре, в условиях наиболее благоприятных  для особо талантливых молодых музыкантов, в дальнейшем может положительно повлиять на воспроизводство кадрового потенциала в учреждениях сферы культуры и искусства Псковской области.

В 2006 году огромным событием регионального уровня стало открытие Псковской областной музыкальной школы для одаренных детей «Камертон». Она расположилась на базе музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств им. Н.А.Римского-Корсакова и вошла в структурное подразделение колледжа - отделение дополнительного образования.

       Основные задачи школы:

  • обеспечение качественного предпрофессионального образования в сфере музыкального искусства одарённых учащихся ДМШ и ДШИ области;
  • создание необходимых условий для личностного развития детей, реализации их творческого потенциала;
  • содействие ранней профессиональной ориентации детей, имеющих склонности и способности к обучению в области музыкального искусства, освоение ими на высоком уровне образовательной программы для поступления в колледж искусств.

На сегодняшний день в школе обучается 30 учащихся из 15 районов Псковской области. Они разделены на 5 учебных групп в зависимости от возраста и специализации.

 В структуре школы «Камертон»  три отделения:  «Инструментальное исполнительство», «Теория музыки», «Хоровое дирижирование».

Контингент школы формируется из числа учащихся старших классов ДМШ и ДШИ области, отобранных по результатам областных конкурсов, а также по заявкам школ на основе конкурса анкет и вступительных экзаменов. Высокий уровень успешности работы школы «Камертон» обеспечивается высококвалифицированными кадрами из состава педагогов колледжа. Из 24 преподавателей школы четверо имеют почетные звания и научную степень. Многие совмещают преподавательскую работу с концертной деятельностью: выступают как солисты, а также в составе областного симфонического оркестра.

В школе принята очно-заочная форма обучения: учебные занятия проводятся в период школьных каникул тремя сессиями, по 5 учебных дней в каждой. В межсессионный период организуются консультации по индивидуальным графикам, в рамках которых возможны как приезд учащихся в колледж, так и выезд преподавателей в базовые школы.

Основным источником финансирования Псковской областной музыкальной школы для одаренных детей является бюджет колледжа искусств, а также средства, полученные от участия в конкурсах инновационных проектов, проводимых Государственным комитетом Псковской области по культуре в рамках областной целевой программы «Культура Псковского региона в 2007-2010 годах».

Школа «Камертон» обладает серьезным информационно-методическим ресурсом. Все преподаватели школы «Камертон» участвуют в курсах повышения квалификации и мастер-классах со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга, проходящими на базе колледжа. Только в прошлом учебном году преподаватели школы прошли обучение на 6 сессиях курсов повышения квалификации с участием О.П.Сайгушкиной, А.И.Дмитриева, А.В.Гусевой, О.К.Беловой, П.Г.Егорова, Л.Н.Гуревич.    

На базе школы «Камертон» апробируются инновационные программы и методики. Так, в 2007-2008 учебном году школа начала работу по реализации инновационного проекта «Музыкальная мастерская современной импровизации», в рамках которого в учебный план школы были включены предметы «Синтезатор», «Импровизация», «Основы композиции».

Администрация и преподаватели школы участвуют в работе экспертных комиссий по аттестации ДМШ, ДШИ области,  оказывают методическую помощь в виде консультаций, мастер-классов с выездом на места, проводят областные семинары,  приглашаются в качестве членов жюри различных районных, городских и областных конкурсов.

Взаимосвязь школ и колледжа создает большие преимущества для формирования профессионального музыканта. Для организации более эффективного учебно-воспитательного процесса необходимо тесное взаимодействие учащихся школы и студентов колледжа. Для этого в расписание школы включены совместные творческие акции: концерты «Юные дарования Псковщины» в рамках фестивалей «Рождественские музыкальные вечера», фольклорные программы,  «Джазовые посиделки», цикл встреч «В гостях у симфонического оркестра» и др. Ученики школы, поступившие в колледж искусств (за два года существования «Камертона» их 8 человек), учатся у одного и того же педагога по специальности и теоретическим предметам. Такая система взаимодействия между учебными заведениями среднего специального и начального музыкального образования воплощает идею поступательного развития музыканта с раннего возраста, обеспечивает линию преемственности традиций.

Уязвимость этой образовательной модели заключается в сложности  сохранения постоянного контингента учащихся на протяжении 3-4 лет обучения. Администрация и педагоги колледжа лишь рекомендуют ребенку продолжить занятия в школе в следующем году, однако ежегодно происходит нежелательный отсев, связанный с повышенной сложностью программ, интенсивностью занятий, необходимостью выезжать на сессии в областной центр.         

О том, что школа «Камертон» является успешным вариантом планомерной работы с одаренными детьми,  свидетельствуют их достижения на областных, региональных и международных конкурсах. Учащиеся школы стали лауреатами VI Смоленского открытого конкурса «М.И.Глинка и русская музыка» (Смоленск, 2007),  Международного фестиваля - конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.Свиридова (Санкт-Петербург, 2007), V Международного детского фестиваля фортепианной музыки композиторов Баренц-региона «Северное сияние» (Петрозаводск, 2007), VII Международного фестиваля фортепианных ансамблей «Музыкальные мгновения» (г.Утена, Литва, 2007), Регионального открытого конкурса «Юный ансамблист» (Гатчина, 2007),  IV Псковского открытого конкурса юных исполнителей, посвященного М.П.Мусоргскому и Н.А.Римскому-Корсакову (Псков, 2008), Международного конкурса «Северная лира» в рамках фестиваля «Юность планеты» (Санкт-Петербург, 2008), а также обладателями специальных призов и грамот вышеперечисленных конкурсов, победителями областных олимпиад.

Анализ результатов деятельности Псковской областной музыкальной школы для одаренных детей «Камертон» позволяет утверждать, что обучение в ней стало сильнейшим фактором ранней профессионализации учащихся. Педагоги школы имеют самую высокую в области профессиональную категорию, а образовательный уровень выпускника школы «Камертон» соответствует всем требованиям учебных программ повышенной сложности.      

Являясь структурным подразделением  колледжа искусств, школа в полной мере располагает всей его материально-технической базой, нормативными, финансовыми, информационно-методическими, кадровыми ресурсами. В распоряжении учащихся имеются учебные классы для индивидуальных и групповых занятий, оснащенные всем необходимым музыкальным инструментарием, мультимедийный кабинет, один из лучших в Пскове концертный зал, где проходят репетиции и академические концерты.  Ребятам, приехавшим из небольших районных центров, доступны прекрасная фонотека, аппаратная и студия для самостоятельного слушания музыки, хороший библиотечный фонд, включающий редкие факсимильные издания.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в Псковской области создана и успешно функционирует инновационная модель непрерывного музыкального образования «школа - колледж», не имеющая аналогов в Северо-Западном регионе. Это в значительной мере стимулирует развитие системы профессионального образования на Псковщине, способствует целенаправленному развитию одаренных детей, активизирует методическую деятельность педагогов, а в дальнейшем  поможет решить кадровые проблемы  в сфере культуры Псковского региона.

 

 


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...



© 2018 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова