Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московская театральная школа Олега ТабаковаРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

ЖЕНЩИНЫ - КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ БАРОККО

Версия для печати

Автор - Мария Гайдук

студентка II курса отделения "Музыковедение" Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова,выпускница колледжа искусств 2008 года

Женщины - композиторы эпохи барокко

Женщина-композитор, достигшая высших ступеней музыкального Парнаса, - явление поистине редкое. И хотя история музыки насчитывает немало примеров талантливых  и одаренных женщин, лишь немногие из них сумели оставить после себя произведения пережившие века. Тем не менее, во все времена в музыкальной культуре каждой страны встречаются представительницы прекрасного пола, заслуживающие нашего внимания.

Я расскажу вам о трех наиболее известных женщинах-композиторах эпохи Барокко

Обратимся к Италии, Флоренции  конца 16 - начала 17 века, периода зарождения оперы. Именно в это время жили и творили Франческа Каччини и Барбара Строцци - две женщины, объединенные одним историческим временем, одной эпохой, одной судьбой.

 

Франческа Каччини (1587 - 1645?)родилась во Флоренции 18 сентября 1587 года. С детства ее окружала исключительная музыкальная атмосфера, которая во многом предопределила ее будущее. Ее мать, Лючия Гагноланти -  была певицей. А отец -  Джулио Каччини, был композитором, певцом и теоретиком. Кроме того, он являлся членом "Флорентийской Камераты", представлявшей собой творческое содружество музыкантов, поэтов, философов и просто любителей музыки, основанное в конце 16 века композитором Джованни Барди. По сути, Джулио Каччини был создателем нового жанра, который впоследствии получил бурное развитие. Этот новый жанр именовался оперой, хотя на тот момент он и отличался от наших нынешних представлений.

Франческа Каччини под влиянием своей семьи прекрасно пела, играла на лютне, гитаре, клавесине, а также писала стихи на латинском и итальянском языках. Будучи еще совсем юной, она пела в операх Якопо Пери и участвовала в премьере оперы Джулио Каччини «Эвридика». Она собственно исполняла роль Эвридики.

Дебют Франчески Каччини в качестве певицы состоялся в 1600 году на свадьбе Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции. Ей тогда было только 13 лет. "Ля Чекина" (что в переводе означает «поющая птичка»), как ее часто называли, пела лучше, чем кто-либо во Флоренции. В 20 лет она официально стала состоять на службе при дворе Медичи как придворный музыкант и получала жалование - десять экю в месяц, а когда  через несколько лет ее зарплата выросла до 20 экю в месяц - она стала одной из самых высокооплачиваемых музыкантов.

Кроме исполнительских талантов, которые в свое время были по достоинству оценены самим Клаудио Монтеверди, Франческа Каччини  обладала и композиторским даром, а ее первые опыты, относящиеся к юношескому возрасту появились в результате сотрудничества с поэтом Микеланджело Буонаротти.

-*Франческа Каччини - Синфония*- т.е. небольшое симфоническое вступление, открывающее ее оперу «Освобождение Руджьеро с острова Альчина»

Это инструментальное Вступление было написано к опере «Освобождение Руджьеро с острова Альчина». Франческа Каччини написала ее в 1625 году в Риме, и в том же году во Флоренции она была впервые исполнена.

В качестве основы для либретто был взят сюжет из произведения поэта-романтика 16-века, Людовико Ариосто, «Неистовый Роланд». В дневнике одного из придворных сохранилось краткое описание этой оперы Открывалась она Прологом, в котором Нептун, в сопровождении нимф и тритонов выходил из воды на колеснице с упряжью морских коньков. Само действие оперы разворачивалось на острове, окутанном магическими силами. Главная колдунья Альчина пытается всеми силами заполучить героя Руджьеро, отставшего от своих спутников. Околдованный пением сирен он засыпает, но на помощь ему приходит посланница богов Мелисса, предупреждающая об опасностях, которые готовит ему Альчина. Руджьеро отвергает Альчину, и тогда она превращается в крылатое чудовище, а ее нимфы в монстров. Все превращается в огненный ад. А Руджьеро лишь бегством удается спастись с этого Волшебного острова.

Поскольку драма сосредоточена почти исключительно вокруг женских характеров, женщины имеют гораздо больше вокальных партий. И их участие в многочисленных одноголосиях, дуэтах и хорах оперы наиболее эффективно отображает виртуозные возможности певиц того времени. 

Ария Мелиссы обрамлена по принципу контраста 4-х голосным хором. Этот женский образ раскрывается через богатые и необычные хроматические звучания.

-*Франческа Каччини Ария Мелиссы*-

Даже учитывая всю уникальность этой оперы, нельзя не сказать о тесной связи с музыкой ее современника, перед талантом которого она преклонялась. А именно - Клаудио Монтеверди.

В опере Каччини есть практически все музыкальные приемы, использованные Монтеверди в его опере «Орфей», написанной в 1607 году. Сходства проявляются в отношении формы, мелодии, гармонии и манеры пения. Как и у Монтеверди, Хор в опере Каччини играет важную роль и выступает в качестве комментатора драмы. Для наибольшей выразительности Франческа Каччини использовала широкий спектр хоровых жанров от трех - четырех голосных хоров до восьмиголосного мадригала, который является хоровой кульминацией и завершает всю оперу.

-*Франческа Каччини. Заключительный хор оперы*-

Опера Франчески Каччини - «Освобождение Руджьеро» - важна в истории музыки по нескольким причинам. Во-первых, это была первая опера, которая успешно ставилась за пределами Италии и первая опера, которая была написана и опубликована женщиной.

Как мы могли видеть, Франческа Каччини вошла в историю музыки не только как дочь своего знаменитого отца, но и как самодостаточный композитор. Хотя, большая часть ее наследия не сохранилась, тем не менее известно , что ею было написано 6 опер: «Ля Стиава» (1607), «Времяпровождение» (1614), «Танец цыган» (1615), «Ярмарка» (1619), «Мученичество Святой Агаты» (1622) и уже знакомая нам опера «Освобождение Руджерьо с острова Альчины» (1625), а так же несколько вокальных сборников.

Теперь мы перемещаемся в Венецию, с которой связаны жизнь и творчество другой женщины-композитора эпохи Барокко -

 

Барбары Строцци (1619-1677).

Она родилась незадолго до того, как была с успехом поставлена опера Франчески Каччини «Освобождение Руджьеро». В возрасте 8 лет ее удочерил Джулио Строцци, который, по-видимому, и был ее настоящим отцом.

В дополнение к удаче родиться в нужное время в нужном месте, Барбара Строцци росла в семье, которую часто посещали наиболее значительные литературные и музыкальные умы того времени.

 Ее отец, Джулио Строцци являлся членом одной из самых могущественных семей Флоренции, второй по богатству и влиянию после Медичи. Поэт, драматург, страстный любитель музыки, он был одним из самых ранних венецианских либреттистов оперы и, в частности, сотрудничал с Клаудио Монтеверди, Франческо Maнелли, и Франческо Кавалли. Он был основателем нескольких Академий и влиятельным членом Академии дель Инкогнита, образованной писателем Джованни Франческо Лоредано в Венеции. Главной заслугой членов этой академии стало "изобретение" и распространение такого явления, которое впоследствии стало называться оперой. В Академии дель Инкогнита, среди ее участников были известные писатели, поэты, философы, музыканты, включая и Монтеверди. Именно в такой среде росла молодая Барбара Строцци.

Совсем немного известно о ее детстве и музыкальном обучении. Мы знаем только, что она училась у композитора Франческо Кавалли. И он первым опубликовал ее опус, в котором она упоминает Кавалли, как своего наставника и учителя с первых дней.

Когда Барбаре было 15 лет, Джулио Строцци организовал небольшие домашние встречи Академии дель Инкогнита, на которых Барбара пела в присутствии известных литераторов и музыкантов. Один из них, ее возлюбленный Николо Фонтеи, написал для нее два сборника вокальных миниатюр, в посвящениях к которым он называл ее «La Virtuosissima Cantatrice», что значит "виртуознейшая певица".

Специально для дочери, Джулио Строцци в 1637 г организовал Академию дель Унисони или «Академию согласных». Выпущенные академиками сборники литературных творений дают нам представление о том, что именно было предметом обсуждения в доме Джулио Строцци. Например, Первая встреча была посвящена вопросу о том, какое воздействие оказывает клевета на добродетель (подавляет или активизирует ее). Тема второго и третьего собрания - любовь... В частности, какую любовную силу и значение имеет определенный цветок, счастье или несчастье приносит любовь, и что является более могущественным орудием любви - слезы или пение.

Значительное место в этих встречах уделялось музыке. Барбара, которой на тот момент было восемнадцать лет, очевидно, выступала в роли хозяйки, она разрешала споры, присуждала награды «лучшим», пела.

Будучи певицей, Барбара Строцци проявила себя как композитор в наиболее важных вокальных жанрах своей эпохи, за исключением оперы: ее собрание сочинений включает полифонические мадригалы, Арии для голоса соло, кантаты и песнопения.

Кроме того, так же как и Франческа Каччини, Барбара Строцци была одной из первых женщин-музыкантов, чьи работы были опубликованы. Всего ею было издано 8 опусов.

Сейчас прозвучит произведение, которое при жизни Барбары Строцци было очень известным - Lagrime Mie («Мои слезы»). Это вокальное произведение написанное в жанре lamento, передает тяжелое состояние преданного возлюбленного.

-*Барбара Строцци. Lagrime Mie *-

Конечно, в целом, женщины-композиторы в Италии были значительно менее известны, чем их коллеги мужчины. Зачастую их творчество никто, кроме них самих, не рассматривал как нечто серьезное, и подчас, дамам, занимавшимся музыкой,приходилось проявить большую силу воли, чтобы отстоять свое право сочинять.

Так, например, случилось с Лавинией Фуджитой, ученицей Антонио Вивальди, которая училась в одной из венецианских консерваторий - L'Ospedale della Pietа. Ее сочинения - кантаты, концерты, оратории - производили настоящий фурор, но свое авторство Лавиния держала в секрете и подписывалась именем учителя. Своему другу гобоисту Орсола она писала: «Ты же понимаешь, что я не могу поступать иначе, никто не станет воспринимать меня всерьез и мне не разрешат сочинять. Музыка других авторов - словно речь, обращенная ко мне, я должна ей ответить». И все же в один момент инкогнито Лавинии Фуджиты было раскрыто. Лавинию приговорили к полному отречению от музыки и запретили прикасаться к нотной бумаге. В результате всей этой шумихи ей пришлось бежать из Венеции, переодевшись в мужской наряд.

 

А теперь из Италии мы перенесемся во Францию рубежа 17-18 веков. На этот раз мы погрузимся в мир инструментальной музыки и обратимся к творчеству Жаке де ля Гер (1665-1729).

Элизабет Жаке де ля Гер прежде всего была известной клавесинисткой. Однако, впоследствии она начала сочинять музыку в самых разных жанрах.

Среди ее произведений оперы, пасторали, музыкальные трагедии, «балет для театра». После провала оперы «Кефал и Прокрида», Жаке де ля Гер сменила направление своего творчества и все больше стала обращаться к инструментальным и камерно-вокальным жанрам - и прежде всего к жанрам кантаты и сонаты. Ей принадлежат одни из самых ранних сонат во Франции. Правда тогда этот жанр опять же отличался от наших нынешних представлений о сонате и напоминал скорее сюиту, поскольку количество частей, их темп и характер еще не были четко регламентированы.

Что касается кантат - их в наследии Жаке де ля Гер насчитывается 14 - из них 11 духовных и 3 светских.

Соната для двух скрипок, виолончели и органа до минор - является образцом многочисленного творчества Жаке де ля Гер и я предлагаю послушать ее последнюю часть.

-* Жаке де ля Гер Соната для двух скрипок, виолончели и органа до минор *-

 


Информация

Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова - основное образовательное учреждение Псковской области, в котором осуществляется подготовка профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

Подробнее...



© 2018 Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова